• сделать стартовой
  • добавить в избранное
  • поиск по сайту
  • лента днягосударствов мирерынкивыставкианалитикаэкспертыбизнес в лицах бизнес
    банкифинансынедвижимостькоммуникациитранспорттуризмстрахованиемедицина
    "Набукко"Форумывсе о винахнапиткипромышленностьэнергетикасельское хозяйство


    другие статьи  

    Forbes Georgia: Привлекательность и опасность рынка недвижимости: опасайтесь низких цен

    Экономическая зависимость Грузии от России растет - исследование TIG

    Грузинские мифы о малом и среднем бизнесе

    Директор European Village LLC: у каждого застройщика свои соблазны. Но мы выбрали другой путь

    Почему лжет статистика?

    Как повысить эффективность государственных предприятий

    Как Грузия стала «криптовалютным раем»

    Влияние армяно-азербайджансого военного конфликта на экономику Грузии

    Экономику Грузии спасла война


    Донорская конференция в Брюсселе выделила Грузии  4,5 млрд. долларов
    Фото: rian.ru
    18/11/2009

    Экономику Грузии спасла война - такая оценка была слышна в риторике многих экспертов и аналитиков после 23 октября 2008 года. В Брюсселе 23 октября 2008 года состоялась конференция доноров, где было решено выделить Грузии 4,5 миллиарда долларов на преодоление результатов военного конфликта с Россией. В частности, Всемирный банк выделил Грузии 530 миллиона долларов, Европейский банк реконструкции и развития - 927 миллионов долларов, банк развития Азии - 300 миллионов, Международная финансовая корпорация – 350 миллионов долларов, Европейский Инвестиционный банк - 330 миллионов долларов, США- 1 миллиард долларов, Еврокомиссия - 638 миллионов долларов, страны члены Евросоюза - 174 миллионов долларов, Япония - 200 миллиона долларов, и еще несколько государств выделили, в общей сложности, 88 миллионов долларов.

    До Брюссельской конференции - анатомия и этапы кризиса

    Проблемы в экономике Грузии начались задолго до войны, можно сказать, что экономический кризис в Грузии сложился независимо. Рост нашей экономики с 2005 года по май 2008 года был обусловлен активностью банковской системы, однако, кредитная активность коммерческих банков, исходя из сути предложенных кредитов, не могли содействовать росту производства и созданию реальной экономики, которая в будущем обеспечила бы сохранность темпа экономического роста и создание устойчивой экономики. Кредитами, в основном, поощрялся импорт, чем само собой была обусловлена утечка денег из страны. Одним словом, с весны 2008 года перед экономикой страны возникли проблемы финансовых ресурсов. В долгах оказались, с одной стороны основная часть населения, включенная в экономику, и с другой стороны сами банки, которые брали финансовые ресурсы от международных финансовых институтов в долг. Когда начался спад экономики, на фоне всего этого, естественно, сократились и бюджетные поступления.

    Мировой финансовый кризис, развившийся с начала 2008 года, отразился на Грузии, поскольку наша экономика зависела от международных импульсов. Мировой экономический кризис по своей сути, отразился в двух моментах. С одной стороны сократилось потребление, упали продажи, и произошло резкое падение цен, все это ограничило активность бизнеса, и поставила его перед серьезными проблемами. С другой стороны, в экономике появился момент недоверия, и была ограничена доступность финансовых ресурсов - упала инвестиционная активность, и международные финансовые институты усложнили кредитную политику. Исходя из специфики развития экономики Грузии, особенно болезненно на нее отразились ограничения инвестиционной активности и международных финансовых ресурсов. Одним словом, международный финансовый кризис усугубил экономике Грузии проблему финансовых ресурсов.

    Августовские события 2008 года отразились на экономике Грузии в двух направлениях. С одной стороны они стали индикатором реальных проблем, и с другой - война еще более обострила существующую ситуацию. Поступление инвестиций в пережившую войну страну стало еще невероятней, да и реальной возможности привлечения финансовых ресурсов от международных финансовых институтов не было. Вдобавок ко всему, после войны требовались серьезные финансовые ресурсы на реабилитацию инфраструктуры и финансирование нужд поствоенной ситуации.

    Брюссельская конференция на фоне реальных проблем и признанных приоритетов

    Выделение Грузии финансовых ресурсов подобного объема на этом фоне, на самом деле можно было воспринимать, как спасение экономики страны. Но, одно дело, иметь деньги, и другое - как их использовать. После Брюссельской конференции перед правительством Грузии возникли два вопроса: первое - насколько эффективно оно распорядится финансовыми ресурсами, и второе: насколько оно обеспечит трату этих средств, соблюдая рамки закона.

    Спустя год после Брюссельской конференции есть серьезные вопросы по обоим направлениям. Законность расходования денег, безусловно, серьезный и проблемный вопрос, однако намного существеннее вопрос, насколько эффективной оказалась в конечном итоге помощь доноров для экономического развития Грузии. Во время распоряжения этими ресурсами перед правительством Грузии стояли две задачи. Первая, обеспечение элементарными жилищными условиями непосредственно пострадавших в результате конфликта, и второе, реабилитация пребывающей в кризисном состоянии экономики. Данные подходы видны и в целенаправленности выделенных средств.

    Одной частью выделенных донорами ресурсов непосредственно финансировались нужды вынужденно перемещенных лиц, расходование этих средств доноры, в большинстве случаев, контролировали сами. Помощь такого типа, в основном, выделили европейские государства. В общей сумме в этом направлении было выделено финансового ресурса в 350 миллионов долларов.

    На Брюссельской конференции основная часть финансового ресурса была выделена на реабилитацию экономики. Помощь по секторам была перераспределена таким образом: 853 миллионов долларов банковскому сектору; на проведение и реабилитацию дорог и реконструкцию железной дороги 682 миллионов долларов; 586 миллионов долларов- бюджету и макро финансовой помощи; на развитие энергетического сектора- 381 миллионов долларов; на частный и финансовый сектор- 252 миллионов долларов; на урбанические и муниципальные проекты 211 миллионов долларов; на неотложные нужды- 100 миллионов долларов. Над приоритетами расходования примерно 1 миллиарда долларов все еще идет работа. Одним словом, на преодоление грузинского кризиса правительству Грузии было передано ресурса более чем в 4 миллиарда долларов.

    История мировых кризисов показала, что превозмочь такой период возможно лишь с помощью содействия национальной продукции и производства. Эта теза становится более приемлемой после осмысления основных причин, вызвавших грузинский кризис. А кризис был очень глубоким, и к нему нужны были подходы намного осмысленнее, чем осуществление прямолинейных проектов. После Брюссельской конференции у правительства Грузии был шанс изменить приоритеты развития экономики страны и осуществить реальные проекты, ориентированные на рост производства. Такие рекомендации шли и от международных финансовых институтов.

    В вопросе распоряжения данными ресурсами аргументом правительства Грузии является то, что приоритеты расходов были определены самими донорами. Однако, надо сказать, что доноры финансировали те приоритеты, которые выдвинула грузинская сторона.

    Краткосрочные и долгосрочные понятия экономической эффективности

    С учетом сказанного, следует рассматривать эффективность выделенных на брюссельской конференции средств по двум точкам зрения. С одной стороны, Грузия получила жизненно необходимые для экономики финансовые ресурсы, тогда другого шанса получить их не было. С другой стороны надо отметить, что было возможно более эффективно использовать эти ресурсы и полностью реабилитировать экономику, если бы финансировались не разовые проекты, а произошел переход на экономику, ориентированную на местное производство.

    Как уже было отмечено, на выделенные донорами средства были финансированы несколько серьезных сектора. И первым делом, банковская система, которая в тот период находилась в явно выраженном кризисном состоянии. В начале 2009 года вся банковская система в целом должна была покрыть долга примерно в пол миллиардов долларов. Мобилизовать эти ресурсы, исходя из создавшегося в стране положения, было невозможно, поэтому можно сказать, что выделенный грузинским банкам в рамках решения конференции заём в 853 миллионов долларов, спасли несколько банков от банкротства. Однако нужно сказать и о том, что в этой программе не учитывался рост кредитной активности, или проведение какой- либо похожей политики, которая бы обусловила создание и развитие местного производства.

    На 682 миллионов долларов, выделенных на реабилитацию и проведение дорог и реконструкцию железной дороги в основном были финансированы проекты, инициированные Департаментом дорог и Железной дорогой Грузии. В условиях кризиса финансирование инфраструктурных проектов принятая форма, поскольку она создает дополнительные рабочие места. Однако оно эффективно лишь в кризисной ситуации, так как в долгосрочной перспективе, по завершению проекта эти рабочие места не остаются.

    Выделенными на бюджет и помощь макро - финансовому сектору 586 миллионами долларов в основном был покрыт дефицит бюджета 2009 года. По заявлению министра финансов в бюджете 2009 года не фиксируется дефицит, однако, это всего лишь игра слов. Господин Баиндурашвили обостряет внимание на то, что запланированные расходы и доходы в бюджете 2009 года, в конечном счете, оказались равными. Однако не стоит забывать, что в бюджете по части доходов, где предусматривались подоходные налоги, был зафиксирован дефицит на пол миллиардов лари. Тот факт, что запланированный от подоходных налогов дефицит был заполнен, как раз результат решения доноров.

    Таким подходом расходуются выделенные почти по всем направлениям ресурсы. В конечном итоге все это приводит к заключению, что выделенными донорами 4,5 миллиардов долларами полностью были удовлетворены проблемы финансовых ресурсов в экономике, что, с точки зрения спасения экономики, можно сказать, было жизненно важно. Но, тут же следует отметить, что полной реабилитации экономики на эти ресурсы не удалось, так как исключалось существование предвоенных проблем после исчерпывания данной помощи.

    Эксперты о брюссельской конференции и эффектах расходования финансовых ресурсов

    В связи с эффективностью распоряжения выделенными международными донорами ресурсами эксперт экономики Леван Каландадзе полагает, что правительству на эти деньги следовало позаботиться о развитии бизнеса. "Помощь международных организаций и доноров, которые получила Грузия в период после августовской войны, предусматривала два основных приоритета. Это компонент помощи беженцам и компонент стимулирования экономики и развития бизнеса. Именно последний вопрос вызывает критику и создает впечатление, что выделенные в рамках международной помощи средства по этой части были использованы неэффективно. Создание обстановки, стимулирующей развитие экономики и бизнеса, вообще не зависят от осуществления правительственных т.н. инфраструктурных проектов и проведение дорог, чем так рисуется власть. Это одноразовая, рассчитанная на краткосрочный экономический эффект акция и практически не отражается на экономическое развитие страны. Развитие экономики и бизнес среды зависят от стимулирования бизнес инициатив, т.е. надо бизнесу создать условия, чтоб он заработал. А мы, наоборот, кредитные ресурсы, выделенные банковской сфере в рамках международной помощи вместо того, чтобы отпустить на бизнеспроекты, усилиями и по желанию власти вынудили банковские структуры вложить в государственные казначейские обязательства. Таким образом, даже те деньги, которые были отведены на оживление бизнеса, через банковские каналы власть "изъяла" для финансирования инфраструктурных проектов, имеющих неопределенный финансовый и экономический эффект. Помимо этого, на средства, выделенные в рамках международной помощи, практически не произошло стимулирование и поощрение практически ни одного проекта бизнес активности, и основное их использование было осуществлено и осуществляется в направлении социального или государственного проектов.

    Так бизнессреда и экономика не могут развиться. Мы допускаем главную ошибку, правительственная экономическая команда должна однозначно осмыслить, что правительство не должно планировать и осуществлять бизнес деятельность, не должно вмешиваться в бизнеспроекты. Это приоритет бизнеса и экономики. Грубое вмешательство по этой части приводит к резко негативным результатам" - заявляет Леван Каландадзе.

    Значение выделенных донорами средств отмечает эксперт экономики Нодар Хадури, который полагает, что главный экономический эффект брюссельской конференции в том, что мы тогда избежали коллапса. Относительно содействия росту местного производства, эксперт считает, что эти средства не были выделены с этой целью. "Эта помощь, в самом деле, была нужна Грузии, поскольку не только война, но и мировой финансовый кризис и некоторые другие факторы поставили экономику страны в тяжелейшее положение. Не будь этой помощи точно тогда, с нашей экономикой произошло бы сильнейшее падение, и стало бы намного сложней по сравнению с имеющейся сейчас ситуацией. Эти средства не были выделены для того, чтобы развивать местную производительность. С помощью международных финансовых институтов и стран доноров нам удалось избежать экономического коллапса, опасность, которая реально была в послевоенной Грузии. Эти деньги помогли нам миновать серьезные беды" - таково мнение Нодара Хадури.

    Война спасла экономику Грузии - образное заявление такого содержания одним из первых сделал эксперт экономики Демур Гиорхелидзе. Он с самого начала признавал значение выделенных на этой конференции средств. По его мнению, для реальной реабилитации экономики в Грузии нужно было делать такие шаги, как в США и Европе. Эксперт полагает, что было возможно использование выделенных донорами финансовых ресурсов в этом контексте. "Эта помощь была очень важной. Относительно правильности распределения этих средств, не думаю, что направлять их основную часть на инфраструктурные проекты было правильно, было бы лучше часть средств использовать на сохранение экономической активности частного сектора. К сожалению, в этом направлении мало чего было сделано, и в результате этого мы видим, что сократилось очень много рабочих мест. Экономика не в том положении, чтобы был возможен стабильный рост.

    Когда положение кризисное, главное сохранить существующее положение экономики, а не ее рост. Понятно, что инфраструктурными проектами происходит сохранение имеющегося на сегодня положения экономики и рабочих мест, однако для сохранения активности частного сектора, практически, не было сделано ничего. Речь идет о тех мероприятиях, которые были предприняты в США и Европе, по этой причине наш частный сектор много потерял и пока еще очень слабо чувствует себя" - заявляет Демур Гиорхелидзе.




    Автор: Зураб Кукуладзе


    Система Orphus
    * Использование данного материала без указания ГИПЕРССЫЛКИ на источник КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено

     
    реклама

    лента новостей
  • Ассоциация бизнеса Грузии не считает, что «закон об офшорах» может навредить репутации страны
  • 90% экспорта овощей и фруктов из Грузии приходится на Россию
  • Внешняя торговля Грузии в январе-марте 2024 года сократилась на 6,5%
  • Грузия входит в число целевых стран для медицинского туризма в Турции
  • В регионе Грузия по ценам на отдых уступает только Армении
  • В Грузии застрахованы 84 летательных аппарата
  • За 3 месяца 2024 года из Грузии в Кыргызстан было экспортировано 5 803 автомобиля



  • Все замечания и пожелания присылайте на [email protected]. Все права защищены и охраняются законом. © 2008 "Бизнес Грузия". Размещение рекламы на сайте: [email protected]. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. Редакция не предоставляет никакой справочной информации. Просьба, при использовании наших материалов, соблюдать журналистскую этику и указывать гиперссылки на источник.