• сделать стартовой
  • добавить в избранное
  • поиск по сайту
  • лента днягосударствов мирерынкивыставкианалитикаэкспертыбизнес в лицах бизнес
    банкифинансынедвижимостькоммуникациитранспорттуризмстрахованиемедицина
    "Набукко"Форумывсе о винахнапиткипромышленностьэнергетикасельское хозяйство


    другие статьи  

    Forbes Georgia: Привлекательность и опасность рынка недвижимости: опасайтесь низких цен

    Экономическая зависимость Грузии от России растет - исследование TIG

    Грузинские мифы о малом и среднем бизнесе

    Директор European Village LLC: у каждого застройщика свои соблазны. Но мы выбрали другой путь

    Почему лжет статистика?

    Как повысить эффективность государственных предприятий

    Как Грузия стала «криптовалютным раем»

    Влияние армяно-азербайджансого военного конфликта на экономику Грузии

    Это нужное слово - свобода


    23/01/2009

    В конце 80-х годов довелось изучать причины отказа большевиков от новой экономической политики, которая тогда приводилась горбачевским руководством, как пример подлинного социализма, социализма с человеческим лицом. Чтение стенограмм тогдашних съездов ВКП (б) оказалось чертовски увлекательным занятием. Четыре года подряд большевистское руководство пыталось найти выход между насущной потребностью индустриализации страны и нежеланием крестьянства, подавляющего большинства населения страны, работать бесплатно. «Мы регульнули рынок», «рынок регульнул нас», «мы регульнули сами себя» - вот такие выводы извлекало руководство после каждого неудачного хозяйственного года. Неизбежно возникающие «ножницы» цен между сельскохозяйственными и промышленными товарами сводили на нет все усилия большевиков, а время шло. Наконец, будущий отец народов принял единственно возможное для того времени решение – объявил коллективизацию, загнал полстраны в ГУЛАГ и начал построение социализма в отдельно взятой стране. Был ли в той ситуации другой выход? Конечно, был, объявить либерализацию советского общества, ввести демократические институты и потерять власть. Думаю, при малейшем намеке на подобное развитие событий, Иосиф Виссарионович был бы удавлен собственными соратниками. Система, созданная Сталиным, просуществовала долгие пятьдесят лет, хотя и начала деградировать буквально спустя несколько лет после его смерти, а ее конец был предопределен тем простым обстоятельством, что она противоречила человеческой природе.

    Данный пример иллюстрирует одну очень важную особенность человеческого общества, без экономической свободы невозможно нормальное развитие экономики. А развитая экономика требует развития демократических институтов, так как без свобод политических, производитель не чувствует себя защищенным, а значит лишен возможности развивать собственное дело в долгосрочной перспективе. Тут есть одна особенность, хорошо известный факт, что «экономические чудеса» случались в основном в странах с авторитарными режимами не отрицает, а только подтверждает высказанную выше мысль. Оккупационные режимы в Германии и Японии, военные диктатуры в Южной Корее, Чили, Турции и так далее, резко ограничивали политические свободы, вместе с тем предоставляя полную экономическую свободу. Речь шла о том, что для «экономического чуда» необходим ментальный перелом, отказ от вредных традиций, мешающих развитию, в каждой стране они свои. Сделать это в условиях демократического общества невозможно, не делать этого, обречь страну на пребывание в состоянии нищеты и экономического маразма. Весь вопрос в том, какие цели ставит перед собой руководство страны, насколько оно патриотично. В этой связи крайне интересно рассмотреть примеры Грузии и России, столь разных и столь похожих друг на друга стран.

    Рейтинги никогда не отражают в полной мере реального положения вещей, и, тем не менее, являются определенными индикаторами для оценки существующего положения. Согласно рейтингу, составленному The Heritage Foundation и журналом The Wall Street Journal, Грузия занимает 32 место в мире по уровню экономической свободы. В том же рейтинге Российская Федерация занимает почетное 146 место. Зная, как обстоят дела с бизнесом в Грузии, находящейся на 32 месте, могу себе представить, как обстоят дела в России. Впрочем, обо всем по порядку. Уровень свобод оценивался по 10 критериям, среди которых юридическая защищенность бизнеса в соответствии с действующей в стране нормативно-правовой базы, свободы торговли, ставки налогов, размера государственных расходов и так далее. Как бы мы не относились к рейтингам разница в более чем 100 пунктов, говорит сама за себя. И это учитывая то обстоятельство, что в Грузии положение со свободой экономической деятельности далека от идеала. В чем же дело? Попытаемся сравнить основные позиции в рейтинге.

    Свобода бизнеса (законы). Грузия, 86,6 пунктов - для того, чтобы зарегистрировать предприятие требуется три дня, в среднем в мире 38 дней. На получение лицензий требуется так же меньше времени и затрат, нежели среднемировой показатель. Закрытие бизнеса является относительно простой процедурой. Россия , 54 пункта – свобода бизнеса ограничена законодательством. Бюрократические препятствия представляют собой основную проблему для малых предприятий. Процесс получения лицензий занимает гораздо больше времени, нежели в среднем в мире. Процедура банкротства сопряжена с серьезными трудностями и растянута по времени. От себя добавлю, что конечно, в Грузии тоже «кошмарят» бизнес, традиции совка удивительно сильны, но эта процедура ограничивается периодическими просьбами помочь правительству в развитии инфраструктуры, что выгодно самому бизнесу, и кампаниями, подобными закупке винограда у кахетинских крестьян два года назад. Кстати, все работы по восстановлению разрушений в результате войны, были в полном объеме оплачены из бюджета. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет 32,6 пунктов.

    Свобода торговли (таможня). Грузия, 80,6 пунктов - страна добилась значительного прогресса в деле либерализации своих торговых режимов, но существуют некоторые ограничения импорта и субсидирование сельскохозяйственной продукции. Десять пунктов были вычтены из-за наличия нетарифных барьеров. Россия, 60,8 – наличие большого количества запретительных барьеров, дискриминационных импортных и экспортных пошлин, непрозрачные правила и стандарты, сложная и непрозрачная таможенная оценка, неэффективное и произвольное таможенное администрирование, коррупция и несоблюдение прав интеллектуальной собственности. А ведь еще совсем недавно таможенная служба была самым коррумпированным государственным органом Грузии. Властям Грузии пришлось приложить титанические усилия для того, чтобы очистить авгиевы конюшни таможни. И сегодня не все гладко, так например, уже после проведенных реформ много нареканий вызывал произвол оценщиков, которые для того, чтобы было больше поступлений в бюджет, произвольно завышено оценивают товар ввозимый предпринимателями. Но, с коррупцией на таможне было покончено, как и с длинными очередями у контрольно-пропускных пунктов. И главное, сегодня таможенные пошлины платят все. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет 19,8 пунктов.

    Финансовая свобода (налоги). Грузия, 86,8 – умеренный налог на прибыль и низкий корпоративный налог. Ставка подоходного налога 25% (уже 20%), ставка корпоративного налога (налога на прибыль) 15%. Прочие налоги НДС, налог на проценты и налог на дивиденды. В целом налоговые поступления составляют 21,7 процентов от ВВП. Россия, 78,9 – низкая ставка подоходного налога и умеренная ставка налога на прибыль. Прочие налоги – НДС и налог на имущество. Налоговые поступления составляют 36,9% от ВВП. Несмотря на постоянно снижающуюся ставку налогов, бюджет Грузии постоянно увеличивается. Объясняется это двумя факторами, экономическим ростом и улучшением администрирования в налоговых органах. От себя добавлю, большинство малых предприятий все еще уходят от налогообложения, платя гораздо меньше налогов, чем предписано законодательством. Дело тут не в коррупции, просто малые предприятия не могут документально подтвердить большинство своих расходов, отсюда и приходится скрывать доходы. Проблемы с системой налогообложения в Грузии, тема для отдельного материала. Пока же отметим, что практически все крупные и средние предприятия платят налоги в полном объеме. Тот факт, что сегодня в России подоходный налог ниже, чем в Грузии, повод задуматься о том, впрочем правительство уже обещало снизить ставку подоходного налога в течении 2009 года. До января 2009 года подоходный налог в Грузии составлял 25 процентов. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет 7,9 пунктов.

    Государственные расходы. Грузия, 74,6 – объем государственных расходов является умеренным, хотя и постоянно растет. За минувший год государственные расходы составили 29,1 процент от ВВП. Доходы от приватизации государственных предприятий используются на покрытие социальных дотаций и расходов на оборону. Россия, 70,6 – расходы правительства, включая трансферты, умеренные. Государство сохраняет сильные позиции в таких областях, как энергетика и горнодобывающая промышленность. Планируемые реформы включают в себя новые принципы распределения доходов от продажи энергоносителей, а также увеличение расходов на социальные нужды. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет 4,6 пунктов. Следует отметить, что если бы не события ноября 2007 года, и последующие за ними убийственно популистские меры по социальной защите населения, положение могло бы быть и лучше. А так, правительству вновь пришлось раздавать рыбу вместо удочек. Заметьте, что разницы между Грузией и Россией по этой позиции практически нет, показательно, не так ли?

    Ценовая политика. Грузия, 70,9 – инфляция составляет 9,1 %, что является относительно высоким показателем. Цены регулируются рынком, однако, государство имеет возможность контролировать их. Государство дотирует сельскохозяйственные продукты и электроэнергию, тем самым оказывая влияние на цены. Россия, 65,5 – уровень инфляции 9,5%, что также является высоким показателем. Государство посредством многочисленных субсидий и дотаций, а также через многочисленные коммунальные и государственные предприятия нивелирует рыночные механизмы формирования цен. Тренд отказа государства о вмешательства в процесс формирования цен со стороны властей Грузии очевиден, однако, тут опять приходится вспомнить события ноября 2007 года, которые вынудили правительство пойти на популистские меры, увеличение государственных дотаций – прямое следствие новой «социальной» политики властей. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет всего 5,4 пункта.

    Инвестиционная свобода. Грузия, 70,0 – иностранные и отечественные инвесторы полностью уравнены в правах. Исключение составляют такие секторы экономики как рыболовство, воздушный и морской транспорт, электронные СМИ. Государство сохраняет за собой контрольный пакет компаний, занятых в управлении движением морского, железнодорожного и воздушного транспорта, оборонной промышленности, а также ядерной энергетики. Иностранные компании могут свободно участвовать в аукционах по приватизации объектов государственной собственности, хотя по прозрачности проведения данных аукционов часто возникают вопросы. Иностранные физические и юридические лица могут без ограничений покупать земли несельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного назначения могут приобретаться только резидентами. Нерезиденты и резиденты пользуются равными правами при открытии валютных счетов. Существует система жесткого контроля для международных расчетов и трансфертов, хотя суммы финансовых транзакций не ограничены. Россия, 30,0 – формально иностранные и отечественные компании являются равными перед законом, однако, на практике, правительство предпочитает создание совместных предприятий с зарубежными компаниями, где выступает в качестве миноритарного акционера. Иностранные инвестиции ограничены во многих областях, на все проекты стоимостью более чем 50 миллионов рублей, в том случае если доля иностранного инвестора превышает 50%, необходимо получить разрешение официальных структур. Отличительные черты – обременительное и часто нелогичное государственное регулирование, отсутствие необходимых механизмов защиты инвестиций, коррупция. Нерезиденты, также как и резиденты, могут открывать валютные счета, но трансферты и международные платежи жестко ограничены. Покупка земель (в том числе и несельскохозяйственного назначения) вблизи международных границ запрещена. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет всего 50 пунктов. Именно инвестиционная политика, последовательно проводимая «отцом новой грузинской экономики» Кахой Бендукидзе вызывала наибольшую ярость у противников нынешней власти. Порой, как в случае с приватизацией железной дороги, им удавалось одержать верх, надеюсь что временно. Так или иначе, разрыв 50 пунктов не должен успокаивать, так как общий рейтинг не является высоким.

    Финансовая свобода. Грузия, 60,0 – финансовый сектор претерпел существенную либерализацию. Начиная с 90-х годов, Центральный банк ввел жесткие правила отчетности и требования к размерам капитала. К 2007 году общий объем банковских активов составил 48% от ВВП. На шесть крупнейших банков Грузии приходится 90% капитала. Для деятельности иностранных банков в Грузии не существует ограничений. Правительство страны не является акционером ни одного из банков. Фондовый рынок находится в зачаточном состоянии. Россия, 40,0 – правила действующие на финансовом рынке недостаточно эффективны и позволяют правительству активно вмешиваться в деятельность банков. Иностранным банкам, согласно действующему законодательству, разрешено создавать дочерние компании, но запрещено открывать филиалы. Фондовый рынок сравнительно небольшой, но быстро растущий, с доминированием энергетического сектора. Рейтинговая разница составляет 20 пунктов.

    Защищенность собственности. Грузия, 35,0 – коррупция в судебных органах по-прежнему остается серьезной проблемой. Эффективность судебной защиты собственности вызывает большие сомнения, как у иностранцев, так и у граждан Грузии. Права интеллектуальной собственности соблюдены слабо. Россия, 25,0 – защищенность частной собственности является слабой. Судебная система непредсказуема и коррумпирована. Рейтинговая разница между Грузией и Россией составляет всего 10 пунктов. Беда в Грузии с судебной реформой, и это несмотря на то, что данная реформа – дело чести Михаила Саакашвили. Единственное, что внушает оптимизм, так это то, что процесс постреволюционного перераспределения собственности завершен, а правительство, как минимум на декларативном уровне, говорит о насущной необходимости перемен в этой сфере.

    Уровень коррупции. Грузия, 34,0 – согласно отчетам Transparency International страна занимает 79 место в мире из 179 стран по показателям защищенности от коррупции, таким образом, уровень коррупции в стране достаточно высок. За последние годы власти Грузии резко улучшили ситуацию, тысячи чиновников и сотрудников правоохранительных органов были привлечены к судебной ответственности по делам, связанным с коррупцией. Россия, 23,0 - согласно отчетам Transparency International страна занимает 143 место в мире из 179 стран. Коррупция в России является тотальным явлением, и в ряде случаев размеры взяток превышают разумные пределы. Коррупция проявляется в основном в нецелевом использовании бюджетных средств, хищениях государственного имущества, откатах в процессе государственных закупок и вымогательствах. Высок уровень коррупции и на таможне. Несмотря на все усилия в Грузии продолжает сохраняться высокий уровень коррупции. Властям удалось практически ликвидировать коррупцию на низшем уровне, к сожалению, коррупционные сделки с участием чиновников среднего звена существуют. Наибольшую опасность представляет для страны так называемая элитная коррупция высшего эшелона власти.

    Рынок труда. Грузия, 99,4 – наличие гибкого законодательства, делает рынок труда Грузии одним из самых свободных в мире, и позволяют создать оптимальные условия для роста рынка труда. Россия, 60,0 – в стране действует достаточно жесткое трудовое законодательство. Не связанные с заработной платой затраты найма рабочей силы являются высокими. Законодательство препятствует росту занятости и производительности труда. Разница в рейтинге составляет 39,4 пункта.

    На этом, пожалуй, можно было бы остановиться, пусть читатель сам делает для себя выводы. Можно было бы, если бы не одно обстоятельство, сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, из России окольными путями выведено огромное количество денег. Большинство из них спрятано в оффшорных зонах до лучших времен. От того насколько успешными будут реформы в Грузии зависит, окажется ли часть этих денег, вложенными в экономику страны, как только наступят лучшие времена. Ну, а что касается России, здесь без кардинального демонтажа системы не обойтись, впрочем, это мое сугубо личное мнение.




    Автор: Гела Васадзе


    Система Orphus
    * Использование данного материала без указания ГИПЕРССЫЛКИ на источник КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено

     
    реклама

    лента новостей
  • Импорт зерна вырос на 14%, экспорт азотных удобрений - на 1,9%
  • Экспорт ферросплавов снизился на 41,3%
  • Dнешнеторговый оборот Грузии сократился на 6,5%
  • На Россию приходится 19% от общего объема денежных переводов в Грузию
  • В январе-марте товарный внешнеторговый оборот в Грузии снизился на 6,5%
  • Почему в Тбилиси выгоднее построить новый аэропорт – представитель АБР
  • Только 19% жителей Грузии имеют частную медицинскую страховку



  • Все замечания и пожелания присылайте на [email protected]. Все права защищены и охраняются законом. © 2008 "Бизнес Грузия". Размещение рекламы на сайте: [email protected]. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. Редакция не предоставляет никакой справочной информации. Просьба, при использовании наших материалов, соблюдать журналистскую этику и указывать гиперссылки на источник.