• сделать стартовой
  • добавить в избранное
  • поиск по сайту
  • лента днягосударствов мирерынкивыставкианалитикаэкспертыбизнес в лицах бизнес
    банкифинансынедвижимостькоммуникациитранспорттуризмстрахованиемедицина
    "Набукко"Форумывсе о винахнапиткипромышленностьэнергетикасельское хозяйство


    другие статьи  

    Forbes Georgia: Привлекательность и опасность рынка недвижимости: опасайтесь низких цен

    Экономическая зависимость Грузии от России растет - исследование TIG

    Грузинские мифы о малом и среднем бизнесе

    Директор European Village LLC: у каждого застройщика свои соблазны. Но мы выбрали другой путь

    Почему лжет статистика?

    Как повысить эффективность государственных предприятий

    Как Грузия стала «криптовалютным раем»

    Влияние армяно-азербайджансого военного конфликта на экономику Грузии

    Русский рынок: стоит ли быть колонией России, пусть даже экономической?


    02/12/2011

    Спросить меня, так присуждение рынкам национальных имен является ошибкой. Слово "рынок" означает свободный обмен, а не политически ограниченное пространство. На самом же деле, когда рассматривают вопрос "возвращения на российский рынок", поневоле подразумевают восстановление старых отношений. Некоторые не особо думали, что означало это раньше, и что может означать в будущем.

    Когда мы вместе с моими восточноевропейскими коллегами обсуждаем экономику периода коммунистов, я всегда отмечаю, что в отличие от Польши и Чехии экономика Грузии находилась в существенно ином режиме. Это было не только плановое хозяйство, но и колониальное. Колониальная экономика - распространенная система, которой пользовались древний Рим и Греция. Это значит, что метрополия с одной стороны заставляет колонию превратиться в безмолвное место сбыта результатов ее экономики и с другой стороны, что колония должна быть дешевым производителем тех продуктов, которые нужны метрополии.

    В грузинской действительности колониальное хозяйство особенно было заметно в аграрном секторе. Чай, цитрусы, производство особого типа вина- эти и другие продукты были предназначены сначала для русского, а затем советского народа. Если в случае с вином вмешательство произошло в уже существующий сектор, разведение цитрусовых и чайных плантаций полностью было навязано российской империей. Во-первых, страны тогда были более замкнуты. Во-вторых, российская империя была довольно большой, чтобы верить, что сама может производить все продукты, достаточные для страны.

    Таковы аргументы, поясняющие колониальный характер экономки Грузии. В этой статье я специально обойду политических аргументов всего лишь по одной причине, чтобы не сворачивать с экономического анализа. В ином случае я мог бы вспомнить такие "недоразумения", как перекрашивание фресок на стенах церквей белой краской, попытка вытеснения грузинского языка, явное притеснение футбольного клуба "Динамо" и многое другое.

    Чтобы не осталось впечатления, будто советская империя проявляла активность только в аграрном секторе для внедрения колониального хозяйства, давайте вспомним также и другие экономические секторы и предприятия:

    Руставский металлургический завод- эвакуация предприятия произошла из России и тогда же (1944 г) являлась устаревшей технологией. Основными потребителями его труб были тюменские нефтяники на расстоянии многих тысячи километров. Качество никогда не выдерживало критики.

    Кутаисский автозавод производил грузовые автомобили, которые не выдерживали груза и поэтому в основном изготовлялись для хлопковых плантаций Узбекистана. Кутаисцы называли эти автомобили невозвращенцами.

    Тбилисские металолитейные предприятия, их производительность намного превышали спрос, который можно было наблюдать на расстоянии ближайших тысячи километров.

    Сотни низкотехнологичных фабрик и заводов, единственным потребителем которых, разумеется, был Советский Союз.

    Насколько были успешными советская экономика и эти фабрики и заводы, подтверждает пусть даже тот факт, что в 80-х годах Советский Союз и Грузия использовали в крупной афганской кампании залежавшиеся товары на многие миллионы рублей. Помню ажиотаж и лица тех победителей, которые "провернули" эту операцию.

    Воспоминания о Советском Союзе вообще доставляют мне мало удовольствия. Для нынешней молодежи возможно невообразимо, что приобретение предметов ежедневной необходимости, допустим, бытовой сантехники или обоев было возможно или по звонку из ЦК, или дав взятку. Между тем, многие, кто пока еще на том мнении, что в Советском Союзе много было хорошего, не могут отрицать, что для империи мы были глубокой периферией. Иностранцы редко сюда приезжали, гостиниц и ресторанов было мало, и были крайне низкого качества. Помню всего два или три Нисана и три-четыре Мерседеса ездили по городу. В общем, европейские автомобили, джинсовые брюки, пепси-кола и простая жевательная резинка были в серьезном дефиците.

    Советский Союз был закрытой экономикой. В Тбилиси считалось большим успехом, если у тебя была чешская обувь, хоть она и натирала ноги. Первые спортивные туфли, приобретшие популярность, были также чешские, фирмы Botas. Закрытость экономики было оправдано тем, что в случае открытия границ вся плановая экономика могла рухнуть. С одной стороны, у кого что было хорошего немедленно бы вывезли заграницу, с другой стороны, если бы не ограничили ввоз извне, местное производство и государственный план бы сорвались.

    На сегодня Грузия с точки зрения торговли одна из наиболее открытых в мире стран. Критики видят причину этого как раз в неразвитости местного производства, дескать, импорт настолько дешевый, что деятельность потеряла смысл. Однако у заключения, как обычно, есть и вторичный эффект- зато несостоятельные граждане Грузии дешево покупают эти продукты.

    Между тем Российская Федерация плохой торговец, она создает барьеры не только грузинской продукции, но и польской, американской и других стран. Запад, стараясь ввести Россию в ВТО, стремится как раз таки вместить эти действия в рамки международных норм. Российское правительство в последнее время сделало немало шагов для того, чтобы доказать, что не намеревается обменивать свои интересы на какие-либо неясные ценности, не сулящие ничего конкретного. Поэтому, во-первых, не объединяется в какой-нибудь институт в пользу других, и, во-вторых, любая попытка, чтобы кто-либо довел ее до международно признанных норм серьезно затянется, столкнется с вето или угрозой покинуть организацию. Разумеется, для малой страны подобной Грузии труднее справится с этим.

    Мы исторически и по сегодняшнему опыту знаем точно, что, невзирая на подписание международных документов, Россию не заботит их выполнение. Неосторожное сближение с ней похоже на то, чтобы один и тот же дебитор часто обманывал банк, наносил ущерб, однако, поскольку он большой, банк все равно бы хотел давать ему деньги взаймы.

    Иной вопрос, гарантирован ли российский рынок. В любом из тех сегментов, которые мы считаем своим, существует множество предложений: чай - индийский, цейлонский, кенийский. Минеральная вода: французская, итальянская, турецкая. Вино - французское, итальянское, испанское, австралийское, чилийское. Цитрусы: из Италии, Греции, Ливии, Испании и т.д. Конкурировать с этими производителями крайне трудно, как в контексте качества, так и цены. Соответственное качество грузинского вина вдвое дороже, чем французского, где налоги вдвое выше, чем у нас. Перечень причин этого далеко нас уведет, главное, что альтернативы много. Это не означает, что невозможно, но подразумевает, что справиться с ними пусть даже на русском рынке будет нелегко.

    Есть ли у русских особая склонность к нашим винам? Возможно, однако, в большей мере к тому, что они были экстремально дешевле. Все, наверное, отлично понимают, какое вино было очень дешевое. Мы не можем призывать русского потребителя продолжать потребление фальсифицированных алкогольных напитков ради нас. Примерно за ту же цену можно купить настоящее чилийское вино. Не стоит забывать, что русские не проявляют никакого патриотизма, покупая автомобиль, если есть деньги, покупают Мерседес, а не Волгу.

    Шансы, которые может дать нам Россия, чтобы придать нам приоритет в том же винном секторе, будут связаны с тем, если и мы дадим аналогичные шансы российскому производству, например, в секторе автомобилей. Это означает навязать населению Грузии такой торговый режим, по которому мы придадим абсолютное преимущество русским автомобилям, город опять переполнится совершенно безликими силуэтами Жигулей и Волги, и каждый день нам придется их ремонтировать.

    Как раз такое явление наблюдается по соседству с нами. Будучи членами СНГ, они вынуждены создать русским автомобилям лучший таможенный режим, нежели, скажем, европейским. Тем временем соглашение о свободной торговле у нас дает им возможность делать реэкспорт из Грузии и обходить нормы СНГ. Инициированный Путиным единый таможенный союз требует еще большего ужесточения этого.

    Между тем, это по большому счету значит, что мы должны вернуться к уже (плохо) испытанной формуле: метрополия навязывает нам собственную продукцию и согласна поднять свои границы в пользу нашей колониальной продукции. Однако сделать это сейчас трудно будет самой России, поскольку ее потребитель уже знает новую правду: существуют лучшие вина и дешевле, так зачем же травится? Причем, это искусственное соглашение будет зависеть от того, в каком будут настроении в определенный момент принимающие решение политики. Возможно лиц, подписавших договор, сменят другие, и все придется обговаривать сначала, таким был опыт последних ста лет. В таком случае либо следует стать полностью его ответственностью- то есть колонией (членом таможенного союза вместо иных интересов), либо терпеть за счет больших ущербов. Тем временем, ущербы означают проблемы конкретных людей, потерю ресурсов, сокращение рабочих мест.

    Посудите сами, стоит ли нам опять быть колонией России, пусть даже экономической, постоянно выклянчивать у нее льготы, просить благосклонно с нами обращаться, принуждать нас быть рынком сбыта ее некачественного товара, поддерживать ее вражеские выходки на мировой арене в отношении цивилизованных стран, отказаться от нашего собственного пути и собственных отношений только потому, что не хотим уйти в сельском хозяйстве от советского колониального наследия?


    Журнал "Tabula"
    Автор: Гия Джандиери


    Система Orphus
    * Использование данного материала без указания ГИПЕРССЫЛКИ на источник КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено

     
    реклама

    лента новостей
  • 87% прибыли грузинской банковской системы приходится на 2 банка
  • Эмиграция из Грузии выросла на 95%
  • Советник «Прокредитбанка» о последствиях закона об офшорах
  • Политическая нестабильность негативно действует на курс лари - Лия Элиава
  • Объем депозитов в грузинских банках увеличился до 51,81 млрд лари
  • В Грузии появится Uber
  • Ассоциация бизнеса Грузии не считает, что «закон об офшорах» может навредить репутации страны



  • Все замечания и пожелания присылайте на [email protected]. Все права защищены и охраняются законом. © 2008 "Бизнес Грузия". Размещение рекламы на сайте: [email protected]. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. Редакция не предоставляет никакой справочной информации. Просьба, при использовании наших материалов, соблюдать журналистскую этику и указывать гиперссылки на источник.