Когда Россия начала бойкот грузинских вин в 2006 году, Грузия в одночасье лишилась 80% экспортного рынка. Однако теперь грузинские виноделы вспоминают об этой акции как о зле во благо, пишет The Washington Times.
Как поясняет издание, в течение многих столетий вино лежало в основе грузинской культуры, при этом Грузия была основным поставщиком вина в Российской и советской империях. Огромный спрос и отсутствие конкуренции способствовали ухудшению качества.
Однако, как рассказывает Шота Кобелиа, коммерческий директор грузинской компании Teliani Valley, когда отношения между новым прозападным правительством Грузии и Кремлем дошли до такой точки, когда было введено эмбарго, грузинские виноделы увидели в этом для себя новые возможности.
"Конечно, запрет нанес нам урон, поскольку мы потеряли нашего крупнейшего потребителя. Но в это время не было конкуренции. Теперь у нас есть возможность торговать на более выгодных рынках, что подталкивает нас к созданию более качественного продукта", - поясняет он.
Издание напоминает, что Россия ввела запрет на продажу грузинских вин в марте 2006 года на том основании, что они содержат пестициды и другие вредные вещества. Позже эмбарго было распространено и на другие грузинские продукты, включая, например, минеральную воду. Эксперты и обозреватели расценивали эти шаги как попытку России наказать прозападное правительство Михаила Саакашвили, пришедшее к власти в ходе бескровной "революции роз" в 2003 году.
Сейчас же вина Teliani Valley продаются в 23 странах, а сама компания стала грузинским экспортером номер один, отмечает издание. За это время произошло обновление оборудования и технологий. При этом годовые доходы выросли с 13% до 17%.