"Для любого банка главное, платежеспособность конкретной компании и затем все остальные гарантии" - заявила начальник службы связи с обществом "Карту банки" Мари Хохленецко. Поэтому "Карту банки" рассматривает каждый проект и его риски индивидуально.
Проявляет осторожность и "Банк Грузии". По словам начальника службы связи с общественностью банка Хатуны Какабадзе, поручительство городской мэрии является для банков гарантией погашения займов, но банки все же проводят ежемесячный мониторинг целевых расходов тех средств, которые были выданы строительным компаниям.
Осторожный подход банков не нравится строительным компаниям, они утверждают, что ситуация в их секторе намного скорее оживится, если банки будут проявлять больше доверия к компаниям. По заявлению генерального директора компании "Аксиси" Георгия Капанадзе, также необходимо, чтобы строителям банки выделяли кредиты и за рамками программы реабилитации старого Тбилиси, для того, чтоб девелоперы смогли докончить не только начатые проекты, но и смогли начать новые.
Первый этап проекта выявил проблемы в старом Тбилиси. В ряде случаев интересы строителей и жителей старого Тбилиси не сошлись, и поэтому процесс расселения населения задержался.
12 семей, проживающих на площади 590 кв. метров по улице Армазской, по сей день находятся в доме с обрушенным потолком и треснутыми стенами. Жильцы двора говорят, что у них есть желание отремонтировать своими силами свои дома, однако, по той причине, что их дом значится в списке памятников культуры, не имеют права самовольно заняться ремонтом. Амортизированными домами не интересуются и инвесторы, так как согласно регуляции мэрии, в старом Тбилиси не допускается постройка здания выше трех этажей.
По этим причинам жители Армазской улицы с особым интересом ждали проект "новой жизни старого Тбилиси". Все семьи были готовы беспрекословно принять условия девелопера, покинуть старый Тбилиси и перейти в другие районы города. Был оформлен и предварительный договор со строительной компанией "Ваке палас", однако на проведенном 15 сентября конкурсе мэрия отказалась от этого проекта. Причиной послужило то, что мэрия отобрала дворы с большой площадью и меньшим населением.
Вице-мэр Тбилиси Мамука Ахвледиани заявляет, что на определенном этапе проекта будут исчерпаны количество больших площадей, укомплектованных несколькими семьями, и на каком-то этапе девелоперы перейдут к густо населенным дворам. Именно на этом "каком-то" этапе станет актуальной проблема жильцов с улицы Армазская.
По проекту, себестоимость территорий старого Тбилиси может возрасти минимум на 15%, пока мэрия выплатит деньги строительным компаниям. Если стоимость земли превысит уплаченную по проекту сумму, у строительной компании появляется шанс дешево приобрести престижную и дорогостоящую площадь. Если по завершению проекта деньги, которые должна заплатить мэрия, все также будут превышать себестоимость земли, тогда строительная компания не захочет покупать территорию и мэрии придется заплатить из бюджета сумму выше рыночной стоимости. Однако, Мамуа Ахвледиани не считает это проигрышем государства :"Мы ничего строительной компании не дарим, мы даем возможность, найти деньги. Может, государство не получит столько прибыли от продажи этих перешедших в ее собственность земель, сколько заплатит строительным компаниям, но, если проект мне обошелся в 30 миллионов и я получу 25 миллионов, скажу, что эти 5 миллионов не выброшены на ветер, поскольку я помог строительному сектору, сохранил рабочие места, решил проблемы старого Тбилиси и высвободил территории для инвестиции".
В наступающем году будет объявлен новый конкурс "Новой жизни старого Тбилиси".
Однако на этом этапе проекта проявятся проблемы иного типа. Возникает опасность потери вида старого Тбилиси. Причина тому, внесенные поправки в закон о культурном наследии, согласно которым допускается увеличение объема исторического памятника. Урбанист Кока Амиреджиби говорит, что "Нарикала и Горийскую крепость, предположительно, не надстроят, зато эта опасность появляется в старом Тбилиси, где примерно 18 тысяч зданий, и каждый десятый из них является памятником . Остается единственная надежда, что те, кто участвует в этом процессе, понимают значение культурного наследия и не станут уродовать памятники".