Россия и Турция не смогли подписать договор, касающийся проекта «Южный поток», конкурирующего с «Набукко», а Азербайджан снова подтверждает готовность выделить природный газ для заполнения последнего.
На фоне информации, распространенной по этому поводу, существующий скептицизм в отношении проекта «Набукко» отодвигается на задний план, и перспектива осуществления этого проекта вновь обретает реальные очертания.
Как стало известно, во время визита в Турцию президента Российской Федерации Дмитрия Медведева договор о прокладке газопровода «Южный поток» заключен не был. В перечень документов, которые должны были подписать в Анкаре, входила и «дорожная карта» с условиями прокладки газопровода «Южный поток» через особую экономическую зону Турции.
Руководитель «East Europian Gaz Analysis» (США) Михаил Корчемкин предполагает, что в Анкаре документ не был подписан потому, что российская сторона «в дорожную карту» внесла неприемлемые условия. Раньше распространялось мнение о том, что на переговорах именно этот вопрос должен был стать ключевым. Отсрочка подписания документа показывает, что российско-турецкие отношения в вопросе природного газа вовсе не являются «безоблачными», что ставит этот проект в равное положение с «Набукко».
В последние дни также появились сообщения, свидетельствующие о том, что списывать «Набукко» рано. В частности, на тринадцатом евразийском экономическом форуме в Стамбуле руководитель общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что Баку готов выделить для «Набукко» 50 процентов добываемого в стране газа.
В 2009 году в Азербайджане добыли 23,584 млрд. кубометров газа. В настоящее время он поставляется в Турцию, Грузию, Россию и Иран. «Наше дело – обеспечить этот трубопровод газом, остальные вопросы пусть решают Италия, Германия, Болгария и Брюссель. Все, что нужно было для реализации этого проекта, Азербайджан уже сделал, теперь слово за европейскими структурами», - заявил Гасанов.
Это заявление имело чрезвычайно важное значение на фоне осложнения азербайджано-американских и азербайджано-турецких отношений из-за вопроса Армении и в тех условиях, когда разговор идет о повороте обидевшегося Азербайджана в сторону России.
К тому же, совсем недавно со ссылкой на заявление чрезвычайного представителя Еврокомиссии по вопросам энергетики Гюнтера Этингера появилось сообщение о том, что проект «Набукко» вместо запланированного срока (2014 год), в лучшем случае, вступит в действие в 2018 году. Этингер сказал также, что судьба этого проекта зависит от стратегического соглашения о поставках газа между Евросоюзом и Туркменией. Он оценил эту возможность на 65 процентов.
Эксперты соглашаются с тем, что после последнего заявления азербайджанской стороны осуществление проекта, возможно, произойдет более ускоренными темпами, чем предполагалось ранее.
Справка: проект «Набукко» предполагает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию и Австрию, т.е. в обход России. Проектом предусмотрена транспортировка 31 млрд. кубометров газа в год, что к 2020 году составит 5 процентов всех объемов газоснабжения Евросоюза. Межправительственный договор по «Набукко» ратифицирован Австрией, Венгрией, Болгарией, Туркменией, а в Румынии он уже проходит эту стадию. Проект будет способствовать диверсификации газовых потоков и снизит зависимость Европы от российского газа.
Вопрос независимости Европы приобретает дополнительную значимость на фоне отношений, развивающихся между Украиной и Россией, в том числе, в энергетической сфере. Недавно подтвердилась информация о том, что вопрос объединения «Газпрома» и украинского «Нафтагаза» продолжает стоять на повестке дня. По заявлению руководителя «Газпрома» Алексея Миллера, по этому вопросу переговоры с украинской стороной уже прошли. В то же время, глава российского концерна, что предложение об объединении не связано с созданием трехстороннего консорциума. Это, по словам Миллера, другое предложение – более масштабное и глобальное. Миллер также заявил, что «Газпром» не намерен отказываться от строительства «Южного потока», который будет транспортировать газ в Европу.
Справка: В апреле этого года в Сочи премьер-министр России Владимир Путин предложил украинской стороне объединить «Газпром» и «Нафтагаз». А президент Украины Виктор Янукович заявил, что готов согласиться на объединение двух компаний на паритетных началах. Хотя до того первый вице-премьер Украины Андрей Клюев заявил, что Киев не собирается передавать «Газпрому» собственную систему транспортировки газа. По словам чиновника, если разговор о системах транспортировки газа продолжится, украинская сторона останется на позиции создания консорциума, в котором вместе с Россией и Украиной будет участвовать и Евросоюз.
В том случае, если Россия окончательно установит монополию на украинском рынке природного газа и, следовательно, полностью будет контролировать европейское направление, то, бесспорно, еще более актуальным станет вопрос поиска Европой альтернативных маршрутов. Это, конечно, будет полезно и для газопровода, проходящего через Грузию.