7 сентября президент Венесуэлы Уго Чавес неожиданно посетил Ашхабад и предложил своему туркменскому коллеге Гурбангулы Бердымухаммедову вступить в «газовую ОПЕК».
«Мы создаем газовую ОПЕК и предлагаем Вам рассмотреть вопрос о вхождении в эту организацию», - сказал Чавес перед началом туркмено-венесуэльских переговоров на высшем уровне. Он отметил, что в «газовую ОПЕК» войдут Россия, Иран и Венесуэла.
В свою очередь президент Бердымухаммедов ограничился замечанием, что, по оценкам экспертов, Туркмения по запасам газа занимает четвертое место в мире после России, Ирана и Катара.
Туркмено-венесуэльские переговоры были краткосрочными. В их программе не значились обычные для туркменского протокола переговоры в расширенном составе делегаций и заявления для прессы. Визит одиозного президента далекой Венесуэлы в Туркмению вызвал удивление и недоумение в кругах экспертов.
По мнению руководителя Азербайджанского исследовательского центра «Восток-Запад» Арастуна Оруджлу, визит Чавеса в Ашхабад был инициирован и осуществлен по «секретному плану» России. Целью этого плана является формирование на пространстве СНГ антиамериканской коалиции.
«Для США одним из важных вопросов является энергетический фактор. В России же хорошо понимают, что энергетические вопросы отнюдь не связаны только с экономическими и социальными потребностями, а, в достаточной степени, политизированы. В этом плане Россия проводит политику энергетического шантажа Европы и постоянно в этом направлении ищет себе союзников.
Одним из таких союзников России является Венесуэла, которая активно проводит антиамериканскую политику. Дабы не выпячивать напряженность во взаимоотношениях с США, Россия частенько использует такие страны как Венесуэла. Каракас является также хорошим союзником для Ирана, после президентских выборов оказавшегося в международной изоляции», - сказал Оруджлу.
Таким образом, складывается антиамериканская коалиция. Россия хочет вовлечь в нее и Туркмению. Но Ашхабад пока колеблется. Из-за этого под вопросом остается и судьба проекта Nabucco. Есть какие-то соглашения, но реальной работы пока нет. Поэтому Россия вместе с другими союзниками пытается оказать воздействие на Ашхабад, чтобы он отказался от участия в трубопроводном проекте Nabucco, предусматривающем прокачку газа из Каспийского региона в Европу в обход РФ.
Оруджлу не исключает использование впоследствии Россией Венесуэлы в целях привлечения к антиамериканской коалиции и Азербайджана. По-крайней мере, она ставит целью склонить Баку к отказу от поставок газа в Европу.
По мнению эксперта, в последнее время Туркмения вновь стала действовать с оглядкой на Москву. Она это объясняет тем, что, как и в других постсоветских странах, у России в Туркмении есть широкая агентурная сеть. Она сосредоточена вокруг главы государства и оказывает влияние на его политику. Однако, как считает Оруджлу, в конечном итоге, визит президента Венесуэлы не приведет к кардинальным изменениям в туркменской внешней политике и Ашхабад не соблазнится участием в «газовом ОПЕК» и не ухудшит своих отношений с Западом.