До недавнего времени практически весь газ из Туркмении импортировала Россия. Впрочем, несколько месяцев назад Москва выдвинула условия по пересмотру долгосрочного контракта, которые не вполне утроили Ашхабад, а потому он "отправился" на поиск альтернатив. Впрочем, никакой интриги - Бердымухамедов недавно открытым текстом заявил о готовности предоставить топливо для европейского проекта. Кроме того, до конца года будет введен в эксплуатацию газопровод в Китай, строится дополнительная трасса в соседний Иран, с Пакистаном буквально недавно был подписан протокол об ускорении реализации Трансафганского проекта. Одним словом, Туркмении не до российского "Южного потока".
Кроме того, в середине апреля исполнительный директор Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении Ягшыгельды Какаев и председатель правления RWE AG Юрген Гроссман подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве между правительством республики и немецким концерном. "Мы подписали соглашение по разработке и добыче на 23-м блоке туркменского шельфа, - объявил Бердымухамедов. - Это сотрудничество направлено на освоение углеводородных ресурсов". "Речь идет о геологоразведочных работах, создании газотранспортной системы и, конечно, о возможностях транспортировки туркменского газа в Европу, - отметил после подписания договора руководитель концерна. - Один из вариантов газопроводов - через Каспий, и мы работаем над этой возможностью". RWE AG является акционером проекта сооружения Nabucco, продвигаемого Брюсселем для ослабления энергетической зависимости Европы от России.
Nabucco должен поставлять газ из Каспийского региона и Ближнего Востока в Европу в обход России. Однако строительство газопровода мощностью 31 миллиард кубометров газа в год должно начаться в 2011 году, а пуск первой очереди - в 2014-м. "Южный поток" должен быть введен в строй в 2015 году, а его совокупная мощность составит 63 миллиарда кубометров, уточняет K2Kapital.com.