Как пишет экономический обозреватель издания Борис Грозовский, «Если бы Владимир Путин сказал что-то подобное не в начале 2012 года, а лет восемь назад, все предприниматели и экономисты были бы просто счастливы».
«Но Путин долго собирался. На форуме «Тройки Диалог» он заявил, что за несколько лет Россия должна подняться со 120-го (из 183) на 20-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка (ВБ).
Допустим, это надо воспринимать не как благое намерение, что прочнее любого дорожного покрытия, а как твердое обещание. Путин хочет видеть Россию где-то рядом с Германией и Японией, Малайзией и Тайванем или с расположенными по соседству рекордсменами из экс-СССР — Грузией и Эстонией. Рекордсмен по благоприятности делового климата среди постсоветских стран — Грузия, наш военно-политический противник.
Но будьте уверены: ВБ не станет манипулировать статистикой, пусть даже Путин скажет, что расстреляет поголовно все правительство, если место в рейтинге в 2018 году будет ниже 20-го. Пример Грузии показывает, что ничего невозможного нет. В 2004 году она занимала 112-е место, а в 2009-м добралась до 11-го (затем откатилась немного назад). Эстония добилась прогресса, еще когда ВБ не составлял рейтинг, — готовясь к вступлению в ЕС. Большого прогресса добивались в разные годы Сербия, Египет, Вьетнам, Корея, Македония, Германия и др.
Итак, что нужно для того, чтобы подняться на 100 мест в рейтинге? Для начала — уговорить вернуться в Россию Каху Бендукидзе и назначить его первым вице-премьером по реформам, а лучше премьер-министром. Что делать, в целом понятно и так, но в России сейчас не видно столь же страстных поборников радикального дерегулирования, притом не понаслышке знакомых с практикой госуправления. Не Михаила же Прохорова ставить министром-реформатором! И не Геннадия Тимченко — его таланты сомнению не подлежат, но они лежат в другой области. Можно импортировать другого звездного либерала-реформатора. Но это будут гастроли, как у Хиддинка, а тут на одной технике не выехать — надо понимать местную специфику. Одно только приглашение Бендукидзе — вопреки представлениям Путина, что «этнических грузин» сама национальность подталкивает к протестной активности, — было бы большой победой», - пишет Грозовский.
По его мнению, «Деловой климат — это действительно самая главная для экономики вещь. В хорошем климате и палка, воткнутая в землю, расцветет, а в плохом — и садовник завянет. Но важен климат, а не место в рейтинге. И чтобы с климатом что-то сделать, думать об этом надо все время, а не раз в 10 лет».
«Даже догнать Грузию в рейтинге ВБ куда сложнее, чем Португалию — по размеру подушевого ВВП», - заключает Forbes.