Обычно хачапури – это более тонкий и больший по размеру вариант кальцоне. Как и многие другие грузинские блюда, в различных вариациях они получили широкое распространение на территории бывшего Советского Союза. Так, например, в России и Украине в эти лепешки добавляют грибы и мясо, что в Грузии считается равносильным святотатству.
Грузинское правительство надеется, что разрабатываемый Национальным центром интеллектуальной собственности законопроект позволит создать для хачапури репутацию во всем мире и поможет Грузии обрести должное международное признание за свои лепешки с соленым сыром, являющиеся столпом ее национальной кухни.
Согласно этому закону в Грузии будет введена европейская система защиты торговых марок TSG (Traditional Specialty Guaranteed), удостоверяющая, что сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары произведены с использованием соответствующих ингредиентов и традиционной технологии. Творческие изыски будут уже недопустимы.
К концу текущего года министерство сельского хозяйства должно представить законопроект на рассмотрение парламента.
Сертификация продукции по системе TSG не оградит хачапури от подражательства производителей за пределами Грузии, но запретит им называть свои изделия из теста "хачапури", если только они не будут произведены с использованием ингредиентов и технологии, оговоренных Национальным центром интеллектуальной собственности Грузии.
Задача заставить страны соблюдать требования TSG в отношении хачапури будет зависеть от двусторонних соглашений. С Украиной у Грузии подобное соглашение имеется. Страна планирует заключить аналогичные договоры с ЕС, что позволит обеспечить соблюдение правил TSG во всех 27 странах европейского блока.
"Это не принесет немедленной выгоды грузинским фермерам и экономике, но в конечном итоге поможет грузинским продуктам завоевать добрую репутацию", – сказал EurasiaNet.org. министр сельского хозяйства Грузии Бакур Квезерели.
Не только хачапури будет производиться под торговой маркой. Аналогичные меры предполагается принять и в отношении других национальных блюд, включая сулугуни – кисловато-соленого сыра, являющегося основным компонентом хачапури – и ткемали – кислого соуса из слив, подаваемого к говядине и другим блюдам.
До настоящего момента главным приложением сил грузинских властей в области сертификации было вино. 18 экспортных сортов имеют сертификаты, в которых зафиксированы их характеристики и принадлежность к Грузии.
Расчеты на то, что в России будут соблюдать права на торговую марку, могут оказаться напрасной надеждой. В 2006 году РФ запретила ввоз в страну грузинской сельхозпродукции, однако рестораны грузинской кухни в российской столице по-прежнему пользуются популярностью.
Должностные лица в Тбилиси надеются, что грузинская кухня и вино станут так же популярны в национальных ресторанах США и Западной Европы, как и в России. По словам министра Квезерели, власти разрабатывают планы заключения с США межправительственного соглашения о признании торговых марок на грузинские фрукты и овощи, а также хачапури.
По словам Дары Голштейн (Darra Goldstein), составившей в 1993 году сборник рецептов грузинской кухни и кулинарных традиций под названием "Грузинский пир", грузинские продукты имеют шанс закрепиться в Соединенных Штатах.
"Многие годы я думала, что в США появятся лотки с хачапури, которые могут стать следующей волной в области создания оригинальной пиццы, и хинкали (грузинскими клецками) – новыми равиоли, – писала в электронном сообщении EurasiaNet.org учредитель массачусетского журнала "Gastronomica". – Но, по крайней мере в Штатах, грузинская кухня не слишком хорошо известна, за исключением городов, где обосновалось много выходцев из Грузии и России, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес".