Об экономическом положении в стране эксперт беседовал на пресс-конференции, проведенной в пресс клубе "Репортер".
"Экономика сделала свое. Ничьей воле и настроениям она не подчиняется. У нее свои строгие закономерности. Когда в течение месяцев игнорируется то, что ей необходимо, приходим к тому результату, который имеем.
Мои оценки о проблемах в экономике, о низкой экономической активности, то, что я говорил о том, что невозможен 6% рост внутреннего валового продукта, оказался реальным.
У нас получилось то, что было явным в начале этого года. Страшно низкая экономическая активность, низкие темпы роста. Естественно то, что идет разговор о 600 миллионной нехватке, на самом деле означает, что между доходами, которые были бы в случае 6% роста, и доходами, которые есть на сегодня, разница в 600 миллионов. Спасти этот показатель можно, потому как пока экономический рост есть, однако проблему роста следует видеть иначе.
Правительство не хочет понять, что нельзя так действовать в условиях системного кризиса. Ведомства, учреждения, институты действуют некоординированно. Очевидным примером того является последнее заявление Национального банка.
Национальный банк оставил ставку реинвестиции, то есть монетарной политики на 3,75%, и фактически намекнул правительству, что его ресурсы исчерпаны. Даже если бы НБГ сделал ставку рефинансирования 0%, уродливая грузинская банковская система никак бы не отреагировала, поскольку выдавать долгосрочные деньги экономике не в интересах банков. Они замкнуты в собственных интересах.
Правительство неправильно заявляет, что не будет вмешиваться в деятельность банков. Премьеру и правительству никто не говорит, что они должны определять кредитную политику банков, однако отсутствие регуляций на макро уровне дает возможность того, чтобы банк, фактически, назначал громадную маржу. Он может взять из Национального банка деньги под 3,75%, а под какие проценты выдает субъектам и бизнесу всем известно.
Выдача средств на бизнес предельно избирательная, настолько, что ссуды выдаются только на приближенных бизнес групп, и здесь разговор о свободном производстве, и о том, что сотни тысячи мелких и средних бизнесменов смогут вести деятельность, бесперспективный.
Противоречие в том, что правительство неправильно реагирует, когда с одной стороны деятельность НБГ дает результат, понижая ставку, а банковская система не реагирует, и в это время у нас замедленный темп роста, и наряду с этим экономика находится в катастрофическом положении. Налицо дефляция, сейчас вроде бы появилась 0,2% инфляции. Посмотрите на данные НБГ, реальные данные могут выйти на запланированный показатель инфляции через шесть кварталов. Это означает, что необходимы шесть кварталов, чтобы тот потенциал, который есть у экономики по этим ограниченным оценкам, был восстановлен.
В настоящее время наблюдается крен, когда темп роста такой низкий, что если бы даже был 6% рост, перед страной были бы те же проблемы, что и сейчас.
Сегодня должна быть подготовлена почва для того, чтобы к 2014 году мы вышли на двузначный рост. Мы не только не сможем на него выйти, но и по предположению Национального банка, и если посмотреть с точки зрения финансовой политики, правительство не мыслит надлежаще, у него серьезные проблемы. Правительство заявляет, что необходимы инвестиции, и в будущем году будет бум инвестиций. Объясните мне, как может произойти экономический рост по тем показателям, которые останавливают уровень инфляции на 0,2%, если войдет большая денежная масса. Ничего подобного нигде в мире не происходило.
Правительство предлагает новшество, то есть оно в будущем году насытит экономику внешними деньгами. Как появятся, как трансформируется, скажем, доллар в лари, как произойдет приостановление искусственной инфляции, как будут держать курс, который взлетел в небо. Курс лари ненормально высокий. Это искусственно мешает экономике. Денежная масса искусственно уменьшена, подача искусственно сокращена.
Видимо, в правительстве не читают данные Национального банка. Подтексты дают возможность делать тяжелое заключение. Заявления правительства не в корреляции с теми данными, которые имеются у нас. Это является главной проблемой.
В феврале было очевидно все, что не предусматривает правительство. Грузинский народ истощен от стольких ожиданий, безработицы, страшных стрессов. Вроде бы, по сравнению с предыдущими властями, бизнес реально освободился, никто сегодня его не терроризирует, однако экономическая активность не сдвинулась с места. С одной стороны - недоступность финансов, с другой - огромная безработица. Существует латентный слой деловых людей, которые не могут сделать шаг.
Правительство допустит ошибку, если переведет акцент на большие проекты.
Это не сможет повлиять на социально-экономическое положение, поскольку большие деньги, которые могут быть вложены в один конкретный проект, из-за того, что в Грузии ничего не производится, будут внесены извне. Ввезут все, что будет необходимо для этого проекта. Чужие деньги, инвестиции, опять уйдут в другую страну для покупки чего-то. У нас останется то, что обещает правительство, рост ВВП, что не возымеет влияния на граждан.
Правительство должно пересмотреть экономическую и внутреннюю политику. Необходима детальная беседа с людьми, которые за месяцы раньше высказывают критическую мысль о реальном положении. Необходим диалог исходя из интересов дела, а не для удовлетворения амбиций и прихоти какой-либо персоны. У нас сложилось плохое положение. Выйти из этого положения с помощью отдельных инициатив невозможно. Необходим комплексный подход.
Как так может быть, чтобы была 70% реальная безработица, и проблему решил какой-то проект, какой-то фонд. Если не изменятся подходы, Фонд соинвестирования не сможет ничего решить. В политике должно появиться главное, чтобы сотни тысячи людей начали деятельность. Этого пока нет, поэтому ситуация сложная.
В этой ситуации следует создать серьезную правительственную группу, жестко определяющую все последовательные шаги, которые не доведут нас до крайнего положения.
По данным Национального банка, в представленном правительством государственном бюджете 2014 года сказано, что в этом году серьезных изменений не будет. Какие бы заявления не делали члены правительства, в бюджете 2014 года написано, что год не будет перспективным. Максимум, может быть рост ВВП на 5%. Это ничего не значит, это не обеспечит занятость сотни тысячи людей.
Отсутствие политики правительства с целью развития мелкого и среднего бизнеса дает нам основание для пессимистических заявлений"- полагает Демур Гиорхелидзе.