"Проблемы, о которых я говорил ранее, низкая экономическая активность, невозможность достижения 6% роста ВВП - в конечном итоге оказались реальностью, и это было ясно еще в начале года", - пояснил эксперт.
По его оценке, тот разрыв между плановым показателем бюджетных доходов и реальным выполнением бюджета, который достигает 600 млн лари, на самом деле показывает разницу между тем, какими были бы доходы бюджета при 6% приросте ВВП, и теми доходами, которые поступили в бюджет при нынешнем показателе (по данным Национальной службы статистики - 1,3% в III квартале).
"Этот показатель еще можно выправить. Экономический рост пока есть, но проблему роста надо увидеть иначе. Правительство Грузии не хочет понять, что в условиях системного кризиса так действовать нельзя. А в Грузии сегодня системный кризис. Соответствующие ведомства действуют совершенно без координации. И лучшим примером тому является последнее заявление Национального банка, который вчера оставил ставку рефинансирования на все 75% и фактически указал правительству, что его ресурсы исчерпаны", - отметил Демур Гиорхелидзе.
Но даже если бы Нацбанк и понизил ставку рефинансирования до 0%, по мнению эксперта, уродливая банковская система Грузии на это никак бы не отреагировала, так как банки не заинтересованы в выдаче долгосрочных кредитов экономике. "Банки по-прежнему закрыты в своих интересах, а правительство делает абсолютно неправильные заявления о том, что не собирается вмешиваться в деятельность банков. Правительство никто и не заставляет входить в долю к банкам, но отсутствие регуляции приводит к тому, что они берут у Нацбанка деньги и выдают бизнесу под несоразмерно высокие проценты, причем, выдают не всем, а только приближенным бизнес-группам", - констатировал эксперт.