"Это все крайне непродуманно, так как насколько мне известно, инициаторы законопроекта не коснультировались ни с представителями правительства, ни с бизнесменами. Они даже не представляют себе, какой экономический вред может это принесли бизнесу",- отмечает Урумашвили.
По его словам, если закон будет принят в том виде, в котором он представлен сейчас, то скорее всего, банки и финансовые институты встанут перед угрозой невыплаты со стороны клиентов как основной суммы, так и процентов - можете себе легко представить что будет, если никто не будет иметь до февраля права продавать заложенную собственность.
Проект также предусматривает ограничение права продажи заложенного имущества в пользу государственных структур, которым будет отдаваться приоритет в таких случаях. Это поставит под угрозу весь финансовый сектор страны.
"В 21-м веке экономические процессы однозначно связаны с понятием «ожидания», и именно эти самые «ожидания», создают экономический рост. Этот законопроект резко ухудшит настроения инвесторов, что опять таки создаст проблемы росту экономики.
В сложившейся ситуации финансовые институты уменьшат объемы кредитования и вероятнее всего, в условиях повышенного риска увеличат процентные ставки на кредиты.
Международные финансовые организации(IBRD, IFC, DEG, FMO, IMF, ADB и другие), которые финансируют грузинские банки. В новой ситуации, учитывая риски, она могут поставить вопрос о дефолте выданных ими кредитов, что также не будет иметь позитивных последствий для страны.
Уже сейчас видна тенденция, когда должники не платят ни основную сумму, ни проценты – произошло это после того, как появилась информация о том, что идет работа над таких законопроектом. Закон пока еще не принят, пока еще неизвестно, будет ли он вообще принят, а платить прекратили уже сейчас. В итоге долги растут, и в конечном итоге все становится еще хуже и сложнее",- заявляет эксперт.
Ефрем Урумашвили не может сказать, какова цель поправок, "как и нет ответа на то, что можно ожидать после 1 февраля, когда мораторий закончится.
"К тому времени количество должников резко вырастет. Это неизбежно. Как авторы законопроекта собираются нейтрализовать эту ситуацию – неизвестно",- отмечает Урумашвили.
По его мнению, если бы авторы законопроекта внимательно изучили ситуацию, то узнали бы, что в течение последнего года было оформлено до 40 000 ипотечных кредитов. Речь идет о людях, взявших кредиты под очень высокий процент – иногда 40-45% годовых, и понятно, что они не могут их выплачивать, поэтому и оказались перед угрозой выселения.
"Если власти хотят как-то регулировать ситуацию, то тогда пусть разделяет финансовые институты, получившие лицензию от Нацбанка (например, коммерческие банки и микрофинансовые организации), от частных ростовщиков, чья деятельность вообще никем не регулируется. Никто не может запретить им работать на рынке, тем более невозможно запретить частным лицам давать деньги в долг, но тем не менее, пусть государство работает в этом секторе – банки и без того достаточно активно работают над соблюдением интересов клиентов.
На мой взгляд, все кто так или иначе, хоть на минимальном уровне что-то понимает в экономике и финансах, знает процессы, происходящие в стране, легко и без лишних сложностей поймет, какие проблемы может повлечь за собой принятие этого закона",- отмечает эксперт в интервью "Коммерсанту".