Несмотря на то, что Грузией декларировано, что идеологическим фундаментом развития экономики страны является либерализм, государство все равно оставляет за собой обязательство, принять участие в регулировании определенных процессов, что в первую очередь, касается повышения конкурентоспособности. Как поясняет эксперт Нодар Хадури, у государства по сей день нет стратегического документа, какие перспективы должны быть определены правительством в данном направлении.
«К сожалению, в Грузии еще не сформировано общественное мнение, направленное на повышение конкурентоспособности. Реформы, которые проводятся в стране, не обеспечивают роста конкурентоспособности. Хотя стратегия конкурентоспособности есть у всех развитых стран. Даже в США, которые увидели опасность в начале 21-ого века, угрожающая ее конкурентоспособности ее экономики, и разработали стратегическую программу «Американская инициатива для конкурентоспособности» и она была записана в список национальных приоритетов. С активного призыва интеллектуальной элиты США, в 2005-2006 годах, был разработан такой документ, как «О защите конкурентного преимущества Америки», который дал возможность начать укрепление конкурентоспособности экономки США», -заявил Хадури.
По его словам, опыт зарубежья показывает, что должны быть определены основные направления стратегии, с целью повышения конкурентоспособности страны.
«Для разработки стратегического плана действий по повышению конкурентоспособности страны необходим критический анализ и планирование потенциала уровня конкурентоспособности национальной экономики и отдельных целевых отраслей. Вместе с этим, необходимо институциональное усовершенствование национальной экономики, реформа суда, защита собственности, такая налоговая система, в условиях которой налоговая администрация и предприниматели будут партнерами. Вместе с этим, важно развитие инфраструктуры, строительство дорог», - отмечает Хадури.
По мнению эксперта, мешающими конкурентоспособности страны факторами являются низкий уровень жизни населения, образования и науки, сбережений и внутренних инвестиций, недоступность кредитов, высокая энерговместимость производимой продукции, низкий технический уровень и устаревшие станки, дешевые, зачастую низко квалифицированные рабочие и монокультурная и ориентированная на рынки СССР сельское хозяйство.
В обсуждении участвовали и представители USAID.