Сегодня Европа импортирует газ в основном из России, Норвегии и Алжира. Очень скоро экспорт газа из Алжира и Норвегии будет снижаться, и зависимость от России усилится. Альтернативным источником для Европы становится Каспийский регион.
Касаясь маршрутов доставки, он сказал, что ЕС предпочитает проект Nabucco.
Однако возникла проблема с Турцией. Так, ЕС требует от Анкары подписания транзитных соглашений по правилам Еврокомиссии. Анкара в ответ требует включения вопросов энергетики в повестку переговоров о вступлении Турции в ЕС с предоставлением соответствующих льгот.
Говоря об экспорте нефти из Каспийского региона в Европу, Карбуз отметил перспективы нефтепровода Одесса-Броды, который может быть продлен до польского Гданьска, а также Паневропейский нефтепровод.
Вместе с тем, он указал на низкие шансы поддерживаемых Россией нефтепроводов Самсун-Джейхан и Бургас-Алесандрополис.
Другой эксперт, профессор МГУ Виктория Панова, отметила, что в реализации энергетических проектов в Каспийском регионе помехой является нерешенность правового статуса Каспия. На ее взгляд, оказавшийся в международной изоляции Иран будет использовать это, и мешать реализации транспортных проектов, включая Транскаспийский газопровод.
Азербайджанский политолог, депутат парламента Расим Мусабеков выразил мнение, что ЕС не должен оставлять реализацию Транскаспийского газопровода на долю самих стран региона - Азербайджана и Туркменистана. Брюссель должен оказать им политическую поддержку, включив этот вопрос в повестку своих отношений с Россией.
Кроме того, ЕС должен гарантировать безопасность трубопроводов в Азербайджане и Грузии с учетом существующих конфликтов и сепаратизма.
Глава представительства ЕС в Азербайджане Ролан Кобиа сказал, что политика ЕС в Каспийском регионе, как и в других частях мира основывается на ценностях. По его словам, ЕС не хочет навязывать другим странам что-либо, а действует методом диалога и убеждений.