«Принцип очень прост – любым предприятием значительно лучше управляет частный сектор, чем государство. Это факт, это аксиома для тех людей, которые поддерживают свободные экономические отношения. Исходя из этого, не одно предприятие не должно быть исключением, которое не подлежало бы приватизации», - считает депутат Павле Кублашвили.
Между тем, данный факт вызвал некие опасения в грузинском обществе. Оппозиция приступила к своему обычному занятию – обвинению властей Грузии в продаже всех стратегических объектов России.
Такие опасения считает необоснованными независимый эксперт, председатель азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. По мнению эксперта, такие опасения в Тбилиси не имеют под собой ни экономической, ни какой другой почвы. Шабан считает, что ожидаемое выставление грузинским правительством своего отрезка магистрального газопровода из России в Армению абсолютно не связано с политикой.
«Действительно компетентная частная компания будет указанным отрезком управлять более эффективно, а правительство избавится от головной боли за этот проблемный газопровод. В данном случае мы имеем дело с чисто коммерческим замыслом», - отмечает азербайджанский эксперт в интервью ИА Регнум и предлагает анализ ситуации:
«Давайте предположим, что грузинский участок трубопровода "Север-Юг" действительно приобрела российская компания. Чем в таком случае рискует Грузия? Совершенно ничем! Она по-прежнему будет исправно получать в качестве оплаты за транзит российского газа в Армению, 10% его объема.
Совершенно необоснованны и появившиеся в Ереване страхи, что трубопровод, о котором идет речь, купит азербайджанская госнефтекомпания SOCAR. Опасаться, что SOCAR, получив в управление грузинский участок трубопровода "Север-Юг", начнет периодически его перекрывать, а то и разом закроет, абсурдно.
Опять же, допустим, что худшие опасения армян оправдались. И что? В таком случае в Ереван вместо газа пойдет газо-воздушная смесь или просто чистый воздух? Это невозможно, поскольку между сторонами заключаются соответствующие соглашения, в которых подробно отражены все технические и химические характеристики транспортируемого газа. На пунктах сдачи-приема газа есть контрольные приборы, отслеживающие указанные характеристики. То есть очевидно, что Армения, независимо от того, кто станет владельцем названного сегмента трубопровода, получит газ в том же объеме и с теми же характеристиками, которыми он обладал при подаче в Грузию. Кроме того, в бизнесе любые инвестиции преследуют единственную цель - принести прибыль после истечения срока их окупаемости. И зачем в таком случае эта "труба" нужна SOCAR? Да совершенно незачем. У компании хватает своих перспективных проектов и предлагаемых ей объектов, куда более интересных в плане быстрой окупаемости и надежной прибыли».
В то же время Ильхам Шабан также считает, что турбопровод «Север-Юг» нужен только России, а еще больше Армении, «поскольку после строительства второй ветки газопровода из Ирана она получит газ более дешевый, чем российский».
«Пока газ из Ирана поступает в Армению на Разданскую ТЭЦ, контрольный пакет акций которой, кстати, принадлежит российской компании. Там получают электричество, часть которого из расчета 3 киловатт-часа за кубометр газа возвращается Ирану. В Армении немало сторонников получения иранского, а не российского газа, который с 1 апреля продается армянской стороне по цене 184 доллара за тысячу кубометров. Покупает же Грузия часть азербайджанского газа по 120 долларов за тысячу кубометров. Если Армения будет иметь с Азербайджаном добрососедские, цивилизованные отношения, то и ей его "голубое топливо" может достаться дешевле, чем российское. Правда, Армении уже не принадлежат ни имеющаяся в ней газотранспортная, ни газораспределительная системы», - отмечает Шабан.