В связи с угрозой недостатка доступных мощностей для казахстанской нефти в БТД, МЭМР рассматривает вариант транспортировки по нефтепроводу Баку-Супса. Однако в данном случае Казахстан будет полностью зависеть от тарифов азербайджанской стороны.
О своем намерении использовать альтернативные маршруты через Баку заявил директор департамента развития министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Малик Салимгереев. По его словам, в 2008 году транспортировка казахстанской нефти из Актау осуществлялась по следующим направлениям: Махачкала – 4,5 млн тонн, Баку – 2,7 млн тонн, Нека – 1,7 млн тонн нефти в год.
Однако в будущем планируется существенно увеличить экспорт нефти через Баку путем создания новой Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ). Реализация данного проекта намечена на 2013-2014 гг., т.е. к началу работы месторождения Кашаган. Как сообщил «Къ» аналитик «БТА Секьюритис» Станислав Чуев, ККСТ должна обеспечить на начальном этапе возможность транспортировки нефти в Азербайджан в объеме 23 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 35-56 млн тонн.
Однако, по данным МЭМР, в связи с ростом добычи нефти в Азербайджане на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) доступных мощностей для казахстанской нефти в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) может быть недостаточно. Разделили данное мнение и аналитики. По словам Станислава Чуева, угроза недостатка пропускных мощностей по данному направлению в будущем довольно существенна. Учитывая планируемую мощность Транскаспийской системы, пропускной способности БТД в 50 млн тонн нефти в год может быть недостаточно. По мнению аналитика, дополнительно может потребоваться от 15 млн тонн экспортных мощностей.
Одним из главных условий транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Супса является получение согласия АМОК. По данным Станислава Чуева, в январе-июле текущего года по трубопроводу Баку-Супса было экспортировано 1,7 млн тонн нефти. Соответственно,потенциал данного трубопровода используется лишь на 24%. Азербайджанская сторона выражала заинтересованность в увеличении пропускной способности нефтепровода. Таким образом, как считает Станислав Чуев, если Казахстан профинансирует расширение пропускной способности нефтепровода, согласие АМОК будет получено.