По словам генерального директора телеканала Георгия Сурманидзе, представители Turksat заявили, что их официальный представитель в Грузии – компания Black sea sat, и все грузинские телекомпании, у которых закончится контракт, смогут выйти на спутник только через эту компанию. В ближайший период контракты с турецкой компанией заканчиваются у «Маэстро», Общественного вещателя и «9 архи» («9 канал»).
Генеральный директор Black sea sat Мамука Цкитишвили в беседе с Media.Ge сообщил, что его компания не оформляла с Turksat эксклюзивного договора, она просто - крупный партнер, взявший «большие объемы», дающие возможность пропуска многих каналов.
«У Turksat исчерпались места на сателлите. Компания направила к нам не только грузинские, но и турецкие телеканалы. Мол, если у Black sea sat есть возможность, пусть она поднимет ваш сигнал на спутник», - отметил Мамука Цкитишвили. Договор его компании с Turksat оформлен сроком на семь лет.
Главная проблема связана с форматом кодирования вещания. Большинство грузинских телеканалов вещают в устаревшем формате - MPEG 2. Мамука Цкитишвили говорит, что ему предпочтительнее вывести на спутник каналы, вещающие в формате MPEG 4, поскольку это цифровой формат, дающий возможность включения большего числа телекомпаний.
«Грузинские телеканалы просят нас, чтобы мы еще на год оставили их в MPEG 2. Мы пойдем на эту уступку. Мы оставим несколько центральных каналов в этом формате, но во все мире все переходят на формат MPEG 4, и через год им тоже придется перейти», - отметил генеральный директор Black sea sat.
Его компания предлагает телеканалам два вида услуг, первый – это свободный доступ, когда телеканал, вышедший на спутник посредством Black sea sat, могут смотреть все потребители, имеющие спутниковую тарелку. Второй – кодированная/зашифрованная передача. В этом случае телекомпанию, вышедшую на спутник посредством Black sea sat, могут смотреть только абоненты этой компании. В этом случае компания Black sea sat предлагает телеканалам бесплатное размещение в своей сети, и сама переводит их в формат MPEG 4.
Мамука Цкитишвили отмечает, что и в случае открытого распространения его компания предлагает грузинским телеканалам платить меньше, чем они платят Turksat.
Руководители же вещателей говорят, что наибольшая проблема возникнет у потребителей.
«Я-то перейду на формат MPEG 4, но те 6 тысяч абонентов, которые получают вещание с использованием ресиверов, рассчитанных на формат MPEG 2, наш канал смотреть уже не смогут, им придется сменить аппаратуру. Поэтому мы и едем на переговоры с Turksat», - заявил генеральный директор «Маэстро» Илия (Бачо) Кикабидзе.
По словам Гии Сурманидзе, они намерены попросить у Turksat продления договоров еще на год - для того, чтобы как телекомпании, так и потребители смогли поэтапно перейти на формат MPEG 4.
На данный момент вещание «Телеархи 25» через сателлит восстановлено. До улаживания технических проблем Turksat продлила их вещание на одну неделю.
Исполнительный директор Ассоциации региональных вещателей Натия Купрашвили считает, что Black sea sat формируется в лицо, обладающее значительной рыночной властью. По ее словам, в случае, если Национальная комиссия по коммуникациям признает эту компанию таковой, то, согласно закону «Об электронных коммуникациях», в ее отношении будут установлены дополнительные регуляции.
«В данном случае Комиссия должна осуществить превентивные меры во избежание помех конкуренции. Компания Black sea sat должна быть признана лицом, обладающим значительной рыночной властью. Без нее телекомпании уже не смогут выходить на сателлит Turksat. Из этой ситуации видно, что Комиссия по этой части вообще не работает», - отметила Натия Купрашвили.
В свою очередь, пресс-секретарь Национальной комиссии по коммуникациям Хатия Курашвили заявила, что когда та или иная компания берет лицензию на спутниковое вещание, она не указывает, посредством какого сателлита намерена осуществлять вещание, соответственно, у нее есть право самой выбирать, через какой спутник и по каким именно технологиям ей вещать.
«Телекомпании могут помимо Turksat вести переговоры и с другими компаниями спутникового вещания. Если между Blacksea sat и Turksat происходит какая-то сделка, это не является прерогативой Комиссии, этим должны заинтересоваться другие ведомства», - отметила Хатия Курашвили.
По ее словам, в соответствии с законом, у лиц, обладающих значительной рыночной властью, действительно есть ряд обязательств, это - обеспечение прозрачности информации, недопустимость дискриминации и допуск к соответствующим элементам электронной коммуникационной сети, отдельный учет издержек и доходов, а также специфические обязательства по тарифному регулированию и финансовой отчетности.
«К чему из этого мы можем обязать Black sea sat – допустить в свою сеть всех? А были ли случаи, когда она кому-то отказала в подключении? Или она обслуживает кого-то по иным тарифам?», - заметила, вместе с тем, Хатия Курашвили.