"Мы в Китае, как и китайцы в России, имеем прицел на долгосрочную перспективу, -- говорит президент банка Андрей Костин, -- и в данном случае важно положить начало". ВТБ -- единственный российский банк, который полноценно работает в Китае. Филиал ВТБ в Шанхае открылся в феврале 2008 года. "Это было непростое время , вскоре после открытия разразился мировой финансовый кризис, что, несомненно, отразилось на работе нашего банка", -- признал он.
По китайским правилам иностранный банк может открыть филиал только в том случае, если он проработал в стране не менее двух лет в качестве представительства. Соответственно, это правило ставит ограничение на деятельность многих российских банков в Китае. Но у ВТБ было представительство в Пекине, которое работало еще с 1989 года. Таким образом, он оказался в авангарде движения по освоению китайского сектора.
Несмотря на кризис, ВТБ в Китае добился за этот период значительных успехов, утверждает президент банка Андрей Костин. "Через ВТБ был заключен один из крупнейших в истории российско-китайских отношений контракт на 25 миллиардов долларов под поставки российской нефти, мы принимали участие в размещении акций крупной российской компании РУСАЛ в Сянгане, -- перечисляет достижения А. Костин. -- И мы рассчитываем, что до конца этого года отделение ВТБ появится и в Сянгане".
ВТБ сотрудничает также с давно обосновавшимися в Китае такими крупными компаниями, как "Роснефть" и "Транснефть", обслуживает сделки нефтегазовых "Стройтрансгаза" и "Итеры". Кроме того, он принимал участие в финансировании строительства объектов ядерной энергетики на территории КНР к примеру, Тяньваньской АЭС.
Среди китайских компаний партнерами ВТБ являются такие всемирно известные корпорации, как телекоммуникационная группа Huawei, которая в нашей стране работает с ведущими операторами мобильной и фиксированной связи. К клиентам банка также относятся китайские строительные компании "Первая китайская строительная корпорация", "Шанхайская строительная корпорация" и Шэньянский завод тяжелого машиностроения.
ВТБ подписал меморандум о взаимопонимании с рядом ведущих финансовых институтов Китая: Строительным банком Китая, Банком Китая, Торгово-промышленным банком Китая, Сельскохозяйственным банком Китая, Банком коммуникаций, СИТИК банком, а также с Китайской корпорацией по страхованию экспортных кредитов Sinosure и Общенациональной процессинговой компанией банков-эмитентов пластиковых карт China UnionPay Co. Совокупный объем базовых кредитных соглашений между ВТБ и китайскими банками, направленных на финансирование российско-китайских экспортно-импортных операций сроком до 10 лет, в том числе с привлечением страхового покрытия Sinosurе, составляет 1,8 млрд долл США.
По словам А. Костина, китайские клиенты отличаются высокой степенью ответственности, при этом иностранный бизнес в КНР очень ценят, что значительно облегчает процесс освоения китайского рынка. "Китайские бизнесмены иногда принимают решения довольно долго, но когда эти решения все-таки принимаются, то они всегда исполняются", -- говорит он.
"У нас довольно хорошие торгово-экономические отношения, но что касается взаимных инвестиций, финансовых операций, то они практически отсутствуют, -- сожалеет А. Костин, говоря о перспективах и проблемах.
"В нормативных документах наших руководящих органов мало учитываются возможности взаимных инвестиций. Поток инвестиций в Россию как через Сянганскую, так и через Шанхайскую биржу ценных бумаг, совсем незначителен. И Россия, и Китай больше апеллируют к западным инвесторам, а могли бы поднять собственный уровень взаимоотношений. Например, российское правительство сейчас начинает широкую программу приватизации ведущих российских компаний, к которым относятся предприятия в области нефти, транспорта и банковского сектора. Китайские инвестиционные фонды могли бы поучаствовать в этом процессе. Российские компании сегодня заинтересованы в привлечении китайского капитала, ведь это реальная альтернатива и Нью-Йорку, и Лондону. При этом фондовый рынок Китая тоже стремительно развивается, и это как раз та ниша, которая нам интересна и куда мы планируем вкладывать", подчеркнул А. Костин.
Также одной из ближайших перспектив А. Костин считает переход на национальные валюты во взаимных расчетах. "Мы уже несколько лет участвуем в эксперименте приграничной торговли в национальной валюте, -- говорит он. -- Роль экономик таких стран, как Россия и Китай, и стабильность национальных валют уже создали основу для возможности такого перехода".