Арчил Кекелия, первый заместитель министра экономики Грузии сомневается в эффективности возвращения «Боржоми» на российский рынок. Это связано с большими затратами на маркетинг и рекламу, говорит он, отмечая, что самая узнаваемая грузинская минеральная вода после эмбарго сумела успешно продвинуться на международных рынках.
Это, кстати, признают и российские эксперты. Московская пресса тиражирует мнение аналитика Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, подчеркивающего, что «грузины за время действия эмбарго нашли новые рынки сбыта». Поэтому, говорит он, решить вопрос с возвратом «Боржоми» будет непросто: «Москва может этого захотеть, а Тбилиси – нет».
Кстати, российская медиа в данном конкретном случае делает очень здравые и реальные комментарии, называя вещи своими именами. Авторы не лукавят и связывают перманентно проявляемое благодушие Онищенко с желанием России наконец-то вступить во Всемирную торговую организацию. Задаваясь вопросом, является ли минералка достаточной платой за билет в ВТО, московские эксперты сегодня удивительным образом рассуждают в унисон с грузинскими коллегами и политиками. Они однозначно говорят: «Нет».
Уже цитированный нами господин Абзалов отмечает, что «вопрос вступления в ВТО будет зависеть не столько от минеральной воды, сколько от политических подвижек Москвы по вопросу Абхазии и Южной Осетии. А идти на них Кремль явно не готов».
Следует добавить, что политический бартер в данном случае просто неуместен. Позиция Грузии, заключающаяся в необходимости придать легальный характер таможенным пунктам на российско-грузинской границе в Абхазии и Южной Осетии, соответствует правилам и регламенту ВТО. Так что завуалированное предложение осуществить «минеральный» обмен, мягко говоря, некорректно.
Господин Онищенко, сделав очередное заявление о возможном возвращении грузинской минералки на российский рынок, тем не менее пришел к выводу, который никак не может соответствовать перспективам нормального экономического сотрудничества. Если же «Боржоми» не вернется, то никакой проблемы, мол, по его словам, не будет. Считать, что отсутствие или наличие на рынке «Боржоми» может служить показателем уровня благополучия, более чем наивно. Не соглашусь, что в Тбилиси думают иначе. Более того, свято место пусто не бывает! На российском рынке достаточно и своей, и завозной минералки. Но факт и то, что «Боржоми» неповторим.
Интересно познакомиться с прагматичной оценкой российского эксперта. Директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев в интервью «Новым Известиям» сказал следующее: - Разрешение на ввоз «Боржоми» стало бы движением в сторону здравого смысла, поскольку обе страны заинтересованы в развитии экономического сотрудничества, в то время как введенное эмбарго являлось чисто политической мерой. По оценке аналитика, возврат грузинской минералки на российский рынок произошел бы «достаточно быстро, учитывая доверие потребителя к этой марке и ее узнаваемость».
В то же время эксперты, как грузинские, так и российские, сходятся в том, что «быстро» вопрос не решится. Дело не только в коллизии, связанной с ВТО. На уровне рядового гражданина, не посвященного в тайны политической кухни, практически невозможно понять, с кем собирается вести переговоры ведомство главного санитарного врача.
Прямо детективная история. Вначале на сайте этого ведомства говорилось об «официальном обращении» по поводу поставок «Боржоми». Кто обратился, было не ясно. Потом в интервью было сказано, что «планируется проведение встречи экспертов Роспотребнадзора с представителями планирующей поставки “Боржоми” компании». Название этой компании также бдительно не разглашалось.В Тбилиси офису компании IDS Borjomi Georgia пришлось делать заявление: запрос не посылали, кроме нас никто не правомочен вести переговоры.
Правда, в столице Грузии отыскалась организация, которой, оказалось, было известно о таком решении Роспотребнадзора заранее – политическая партия «Свободная Грузия». Ее лидер Каха Кукава даже встречался с господином Онищенко и вел с ним переговоры.
Только вот на уровне рядового гражданина Грузии невозможно понять, почему в качестве переговорщика по такому важному вопросу выбрано лицо, имеющее ровно такое же отношение к производству и экспорту «Боржоми», как и миллионы почитателей и любителей этой действительно уникальной минеральной воды во всем мире?