В октябре данные аудита подтвердили, что Туркменистан располагает одним из крупнейших в мире месторождений природного газа.
По оценке проводившей аудит британской консалтинговой компании Gaffney, Cline & Associates (GCA), месторождение Южный Иолотан может оказаться четвертым по величине в мире, пишет Wall Street Journal.
Крупнейшие игроки энергетического рынка замерли тогда в предвкушении мега-сделок со страной, которая до недавних пор была закрыта для западного мира.
Однако уже в ноябре, во время проведения в Туркменистане международной конференции по вопросам нефти и газа, наступило разочарование. Местные власти дали понять, что Туркменистан намерен "самостоятельно" разрабатывать свои месторождения и готов допустить крупные компании только в разработку нефтяных месторождений в Каспийском море, где и риски выше, и возможные прибыли ниже. Что же касается Южного Иолотана, то там Ашхабад готов предложить иностранцам только сервисные контракты и не рассматривает возможные соглашения о совместной разработке, предполагающие раздел продукции.
Тем не менее, главы энергетических гигантов не оставляют надежды на доступ к ресурсам Туркменистана, считает Wall Street Journal. Страна гораздо в большей степени нуждается в помощи иностранных компаний: Туркмении нужны и технологии, и деньги.
Джим Джиллет, директор по развитию GCA считает, что месторождение газа в Южном Иолотане - одно из самых проблематичных для разработки, так как газ расположен глубоко, под высоким давлением и под твердым соляным слоем.
Западные эксперты сомневаются, что страна сможет самостоятельно реализовать свои амбициозные планы по развитию энергетики. В прошлом году Туркмения произвела 70 млрд. куб. м природного газа, большая часть которого экспортируется в Россию. Страна связана крупными экспортными соглашениями на поставку газа в Россию, Китай и Иран, и должна постоянно увеличивать объемы добычи газа. По мнению Джиллета, в ближайшие годы Туркменистан должен увеличить объемы производства природного газа как минимум вдвое.
Нельзя сказать, что Туркменистан никого не пускает в разработку месторождений на своей территории. China National Petroleum Corp. (CNPC) сумела заключить соглашение о разделе продукции по разработке крупного газового месторождения на правом берегу реки Аму-Дарья. CNPC также строит трубопровод для транспортировки газа из Туркменистана в Китай.
Туркмения спокойно пускает к себе небольшие компании, такие как Dragon Oil, в капитале которого участвует правительство Дубаи. По мнению дипломатов, местные власти готовы делить производство со средними компаниями, так как их проще контролировать.
Правительство Туркменистана предлагает 32 лицензионных соглашения на разработку своих месторождений в Каспийском море. По заявлениям местных властей, более 60 компаний проявляют интерес к этим месторождениям. При этом процесс получения лицензии на разработку туркменских месторождений очень непрозрачен, отмечает издание.
Однако помимо "бюрократических" барьеров, крупные компании сталкиваются также с препятствиями геополитического характера. Так, BP заинтересован в разработке шельфового месторождения Сердар, расположенного неподалеку от других разработок компании в азербайджанской части Каспия. Однако права Туркмении на Сердар оспаривает Азербайджан, и добыча вряд ли возможна до разрешения территориального конфликта.