Ящик из 12 бутылок Lafite Rothschild, которое считают одним из лучших вин из Бордо, на электронной бирже Liv-Ex подорожал на 857%. Акции British American Tobacco, по оценке газеты «The Scotsman», едва ли не самые прибыльные бумаги, выросли за тот же период на 454%. Золото за 10 лет прибавило в цене 297%.
Джеймс Майлс, глава электронной площадки по торговле вином Liv-Ex, рассказывает, что за 10 лет мировой рынок сильно изменился. Его оборот увеличился в три раза, до 3 млрд долларов. Появление винной биржи сделало куплю-продажу вина более прозрачной и ясной, что привлекло новых состоятельных игроков, в основном с Ближнего Востока и из Китая.
2000- 2009 годы дали понять: вложения в вино, утратив узконаправленный характер, становятся все более популярными инструментом, особенно у тех инвесторов, которые которые хотят диверсифицировать портфель, говорит Майлс.
Британская газета The Daily Telegraph в преддверие Нового года обобщила самые важные винные тенденции минувших 10 лет. Запомнятся эти годы в основном изменением отношения к розовому вину. Раньше любовь к нему приходилось хранить в тайне, позволяя себе насладиться им только дома в уединении или в компании кого-то, кто разделяет ваши вкусы. Сейчас розовое вино уже не моветон. Его продажи по-прежнему стремительно растут. На эту категорию приходится уже почти 12% магазинной торговли в Великобритании (примерно в 533 млн фунтов стерлингов). И едва ли найдется какая-то известная винная провинция, где бы не производилось то или иное розовое вино.
Французы в этом году сильно обеспокоились по поводу того, допустимо ли производить розовое вино, просто смешивая красное и белое (так разрешается поступать с шампанскими). Правильный способ изготовления розового вина в том, чтобы оставить на какое-то время размятые ягоды красного винограда в чанах. Сок немного окрашивается пигментом из кожицы и приобретает розовый оттенок. Французы решили, что смесь красного и белого неприемлема.
Другие страны к этому относятся не так строго. Виноделы в Новой Зеландии, например, умудрились поймать обе волны и начали производить Sauvignon Blanc Rosé. Великобритания ликует: англичане любят Совиньон из Новой Зеландии (и являются его крупнейшими потребителями) и при этом любят розовое вино. Берем белое, добавляем Шираз и получаем то, что нужно, пишет The Daily Telegraph.
виноНовая Зеландия представляет собой один из примеров большого успеха на винном рынке за прошедшее десятилетие. Цифры говорят сами за себя: в 2001 году Новая Зеландия продала 15,2 млн бутылок, в этом году — 55,7 млн (из которых 45,2 млн — Совиньон Блан). Британцы в среднем на бутылку вина тратят всего 4,30 фунта стерлингов (на французское — 4,82 фунта). За новозеландские вина они готовы платить в среднем 6,25 фунта.
Новозеландцы выращивают Совиньон Блан всего лишь с 1973 года, но уже сейчас поговаривают, что это новозеландское вино стало лучшим в мире. Пино Нуар из Центрального Отаго и Мартинборо тоже очень хороши, и все более вкусными становятся ароматные вина — Рислинг, Гевюрцтраминер, Вионье и Пино Гри — из Гисборна, Нельсона и Мальборо.
Кроме Новой Зеландии 2000-2009 стали временем Чили. Чилийские вина ценились за качество и доступность. Значительные инвестиции в виноделие и правильное продвижение вина дали свои результаты. Впервые британские потребители покупают чилийского вина больше, чем испанского, и Великобритания опережает США как главный экспортный рынок для Чили. Здесь большой потенциал у сорта Шираз, как и у Пино Нуар и Карменер, которое становится визитной карточкой Чили.