В проекте говорится, что журналы и газеты освобождены от НДС в операциях по поставкам, импорту, печати, реализации и рекламы, но ни в одной статье не указаны предоставленные прессе товарные коды в то время, когда присутствуют записи кодов других товаров, попавших под такой режим.
По заявлению представителей прессы, при расчетах налоговые органы руководствуются именно этими кодами, и они подозревают, что «это законодательное хулиганство» властей ставит своей целью наказать финансовыми методами прессу, которая не контролируется ими.
Но заместитель министра финансов Ираклий Сирадзе в ходе дискуссии 18 июня, организованной Фондом «Открытое общество – Грузия» по проекту кодекса, в ответ на эти претензии заявил, что это, предположительно, «техническая» ошибка, и он «не помнит», чтобы такое политическое решение было бы принято относительно прессы.
По заявлению главного редактора газеты «Резонанси» Лаши Тугуши, который также представляет и Ассоциацию прессы, если эти положения останутся неизменными в проекте кодекса, это означает, что с 2011 года массовым образом закроются газеты, так как пресса не сможет вынести тяжелый налоговый пресс. «Пусть прямо приняли бы закон под заголовком об упразднении прессы, и все было бы предельно ясно», - заявляет Тугуши и выражает надежду, что это недоразумение будет исправлено.
Проект Налогового кодекса, который власти называли «революционным», уже инициирован в Парламенте и его обсуждение планируется этим летом, а войдет в силу с 2011 г. Презентация проекта уже была проведена для представителей бизнес-кругов.
Проект нового кодекса, расписанный на 269 страницах, по сообщению Министерства финансов, меняет 98% существующих положений. Основными новациями в нем являются: введение понятия микробизнеса – таковыми могут зарегистрироваться физические лица с годовым оборотом до 30 тысяч лари,, которые не пользуются трудом нанятых лиц, и которые будут освобождены от подоходных налогов. Проект также предусматривает категорию малого бизнеса . Таким будет считаться деятельность, годовой оборот которой не превышает 200 тысяч лари, Доходы такой категории бизнеса будут облагаться лишь по 3 и 5 процентной ставке
3%-ым налогом будет облагаться тот малый бизнес, у которого будет документация, подтверждающая, что расходы составляют 60% всех доходов. 3%-ым налогом также будут пользоваться те представители категории малого бизнеса, которые работают на территории специальной торговой зоны – тут подразумевается, например, рынок.
Вместо ежемесячной выплаты налогов, декларирование налогов станет возможным ежеквартально; Будет создан пост налогового омбудсмена, которого будет назначать премьер-министр; Совет Министерства финансов по рассмотрению споров, в случае двойной трактовки положения, будет правомочен вынести решение в пользу налогоплательщика; В кодексе объединяется налоговое и таможенное законодательство, и соответственно, таможенные и налоговые карточки; Предусматривается рад механизмов стимулирования честных налогоплательщиков.
Власти заявляют, что целью нового кодекса является повышение доверия к налоговой системе, содействие легализации бизнеса, искоренение неясностей налоговых положений, упрощение администрирования и его приведение в соответствие с евродирективами.
Но, по мнению экспертов, за этими «благородными» целями, в некоторых частях кодекс ухудшается по сравнению с существующими сегодня нормами.
По словам представителя I&N Audit Ираклия Шавишвили, который провел экспертный анализ кодекса, в новом кодексе на 98% меняется лишь нумерация статей, а не его концепция. По его оценке, по проекту, налоговый орган сохраняет первоочередную роль по сравнению с налогоплательщиком, и становится «и судей, и законодателем – издает нормативные акты, и собирателем налогов и исполнителем».
По заявлению эксперта, согласно проекту кодекса, в отношении налогоплательщика могут быть применены санкции в то время, когда государство в случае невыполнения обязательств не несет ответственности. Налоговому органу предоставляются полномочия, в рамках признанной задолженности изъять из объекта наличные денежные средства, без всякой судебной санкции; Из-за отсутствия товарной накладной или при обнаружении в ней какой-либо ошибки налогоплательщик штрафуется в пятикратном размере стоимости товара, вместе существующих на сегодняшний день 100%. А если накладной не сопровождается товар стоимостью больше 10 тысяч лари, такой случай уже становится уголовно наказуемым, что является «абсолютно непонятным ужесточением»; Также, по его словам, до завершения судебных процедур налоговые органы будут правомочны продать спорное имущество.
В то же время, налоговые ставки на имущество, относящиеся к категории местных налогов, устанавливает правительство. «Это противоречит Конституции, так как ущемляются права местного самоуправления», - заявляет Шавишвили.
По оценке экспертов, в проекте много неясностей и записей с двойной интерпретацией, что противоречит декларированным целям его упрощения. Эксперты призывают правительство, не спешить и не принимать кодекс в представленной форме, чтобы не было в дальнейшем необходимости постоянно вносить в него изменения, как это было сделано относительно действующего Налогового кодекса, принятого в 2004 г., в отношении, примерно, к 700 статьям.
Советник премьер-министра по вопросам защиты бизнес-интересов Ираклий Пертая заявил 18 июня, что, несмотря на то, что проект Налогового кодекса уже переправлен в Парламент, в правительстве вновь работает группа, которые рассматривает замечания. По его словам, «есть определенное время, чтобы проект был изменен».